Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности

Педагогическая теория » Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников » Методика работы воспитателя по формированию нравственных качеств младших школьников в процессе коллективной деятельности

Страница 2

Повторение и объяснение нового материала по формированию нравственных качеств выступают чаще всего как беседа, дискуссия и т. п.

Занятия по воспитанию у ребенка умений жить вместе и быть самостоятельным иногда протекают достаточно шумно. И это запланированный, необходимый и неизбежный рабочий шум, поскольку надо дать возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, а слушать сверстников младшие школьники, как правило, еще не умеют. Вначале на занятиях преобладают развернутые, эмоциональные монологи детей. Затем все чаще участники общей работы включаются в диалог (воспитателя с ребенком, детей между собой и т. д.). Для этого детям надо многое уметь: слышать друг друга, доносить свое сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого и пр. Наконец, возникает групповая дискуссия, которая является почти обязательным элементом каждого занятия.

Организовать диалог, а тем более групповую дискуссию младших школьников, т. е. научить их включаться в коллективное обсуждение, корректировать свою позицию, приходить к общему решению, непросто. Главные средства учителя в этом отношении — вопросы и интонации.

Педагог задает вопросы, главным образом обращенные к внутреннему миру, жизненному опыту каждого ребенка. Он вызывает детей на размышления, демонстрирует свою заинтересованность во мнении всех без исключения детей. При этом совершенно исключительное значение имеет преобладающая интонация ведущего. Он может использовать широкий веер интонаций:

- вопросительную;

- шутливую;

- восторга («Какой молодец! Как интересно!»);

- удивления («Как ты это увидел? Как же мы раньше не понимали?!»);

- сомнения («Может быть, ты права. Мне кажется, это не всегда так. Надо подумать…»);

- сочувствия («Я понимаю, что это трудно…»);

- уверенности («Мы обязательно справимся с этим»).

В ответ дети максимально активно включаются в работу, ведь в силу возрастных особенностей им очень важно рассказать учителю о себе, обратить на себя его внимание, тем более что они не боятся дать неверный ответ, вызвать неодобрение или получить плохую отметку. В результате каждый старается высказаться, а те, на кого не хватило времени на занятии, очень обижаются, так что приходится продолжать обсуждение проблемы не на одном, а иногда и не на двух занятиях.

Основным условием успеха организации групповой дискуссии является неукоснительное соблюдение самим взрослым ряда правил совместного обсуждения. И напротив, организация дискуссии осложняется, если ведущий категоричен и безапелляционен, широко пользуется упреками, выражает пренебрежение к детям, унижает их, применяет угрозы.

Участвуя в дискуссии детей, важно не стремиться к тому, чтобы она обязательно привела к возникновению единого мнения среди младших школьников, к окончательному ответу на обсуждаемый вопрос. Открытость, незавершенность проблемы чрезвычайно полезна для детей, склонных в этом возрасте к поверхностному, упрощенному восприятию окружающего мира и его противоречий.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Технология ознакомления детей с натюрмортом
В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников - иллюстр ...

Сущность процесса профессионального обучения
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей раз ...

Экспериментальное исследование психомоторики детей с ОНР
Для проведения логоритмического изучения были отобраны дети подготовительных групп детских садов города Самары: №46, №152, №170. Из каждой группы было обследовано 11 детей. Согласно указанным в речевых картах логопедическим заключениям, все дети были разделены на три группы: 1 группа – "контро ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru