Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для полноценного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое».
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи и педагогики считают ведущей деятельностью ребенка.
Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В школьные годы круг друзей ребёнка начинает быстро расти, а личные привязанности становятся более постоянными. Общение как деятельность выходит на качественно высокий уровень, так как дети начинают понимать мотивы поступков сверстников, что способствует установлению хороших взаимоотношений с ними.
Если в детском коллективе утвердились отношения доброжелательности, взаимозаботы, ответственности друг за друга, если каждому ребенку обеспечено благополучное положение в коллективе, у него прочнее становятся связи с одноклассниками, укрепляются чувства коллективной чести, коллективного долга, ответственности. Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищённости, как называл его А. С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создаёт благоприятную атмосферу для развития творческих задатков ребят, обнажает красоту гуманных, чутких отношений людей друг к другу. Всё это готовит почву для формирования гуманных человеческих отношений.
Только в процессе общения со сверстниками, в коллективе складывается среда, в которой у ребенка возникают отношения ответственной зависимости, а, следовательно, наилучшие условия для формирования способности идентифицировать себя с другим человеком.
Какова же главная сила, объединяющая детей в коллектив? Какова та сила, которая ведет к духовно обогащающему единению людей? Что же создает подлинную гармонию личного и общественного? На важнейшие вопросы современной практики и теории воспитания В. А. Сухомлинский отвечает так: «Эта сила — забота человека о человеке. Ответственность человека за человека. Ответственность человека перед коллективом, обществом». И этот тезис В. А. Сухомлинский развертывает в своих трудах всесторонним образом, определяя единство развитого общения и гармонического становления личности школьника.
Другим важным направлением воспитательного процесса школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней удовлетворяются их насущные потребности в общении, более глубоком взаимоузнавании, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности и т. д. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.
Известно, что такие личностные качества, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса. Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации чаще возникают в трудовой деятельности.
Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, в трудовой деятельности как бы испытываются. Проверяется их целесообразность, аспекты тех или иных нравственных положений раскрываются с большей очевидностью. Тем самым обеспечивается перевод знаний в убеждения.
Другое о педагогике:
Краеведение в школе
Важная составляющая системы исторического краеведения в школе -содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний: Мой дом. Родословная семьи; Родная школа. Ее история и традиции; Село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; История район ...
Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...
Коррекционное значение ритмики в воспитании дошкольников
Ребенок, нормально развивающийся в психомоторном отношении, проходит несколько этапов. Психомоторное развитие начинается с неспецифической манипуляции с предметами и продолжается до разумной, осознанной деятельности, которая понимается как целенаправленное и планируемое восприятие и преобразование ...