Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе

Педагогическая теория » Роль деятельности и общения в воспитании младших школьников » Сущность и значение деятельности и общения в воспитательном процессе

Страница 3

Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Существует несколько типов игр: индивидуальные и групповые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами.

Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один ребенок, групповые - включают несколько индивидов. Предметные игры связаны с включением в игровую деятельность ребенка каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроизводя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение ребенка, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются определенной системой правил поведения их участников. Отношения, складывающиеся между детьми в игре, как правило, носят искусственный характер в том смысле этого слова, что они не принимаются всерьез и не являются основаниями для выводов о ребенке. Игровое поведение и игровые отношения не так влияют на реальные взаимоотношения младших школьников, как учебная деятельность и труд.

Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни детей. Они имеют по преимуществу развивающее значение. Некоторые формы игровой деятельности приобретают характер учебно-тренировочных занятий, спортивных увлечений.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на воспитание ребенка в целом.

Особое место в системе деятельности школьника занимает трудовая деятельность. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития.

Участие детей в формах трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Одна из основных трудностей освоения знаний в школе - формализм. Ребенок как будто бы усваивает знания, знает научные формулировки, может проиллюстрировать их примерами. Однако это знание не применяется на практике. Когда ребенок сталкивается с жизненной задачей, то прибегает обычно к житейским представлениям. Это происходит потому, что школа не организует деятельности применения этих знаний на практике.

Цель трудовой деятельности школьников в формировании общетрудовых умений интеллектуального характера, умений выполнить задачу не только индивидуально, но и в условиях совместного труда, развитие положительной мотивации труда школьников, их творческих способностей и других качеств личности.

Далее необходимо выявить значение каждого вида деятельности и общения школьника для построения полноценного воспитательного процесса. Проведем анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения отношения выдающихся ученых к организации воспитательного процесса и включению в него разнообразной деятельности детей.

Прежде всего, воспитание школьников осуществляется в процессе их учебной деятельности. Колоссальные потенциальные возможности для воспитательного процесса имеет как грамотно построенный учебный материал (дидактический и программный), так и сама личность учителя.

В учебном материале должно содержаться большое количество морально-этических суждений, нравственных коллизий, он должен глубоко затрагивать эмоциональную сферу школьников, стимулировать развитие нравственно-этических чувств. На уроках преподаватель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу, раскрывает прекрасное в природе, общественной жизни, личных взаимоотношениях людей, развивает у детей положительное личное отношение к принципам морали, формирует идеал прекрасного человека.

Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Становление университета в XIX в. – в начале XX в
В первой половине XIX века Университет стал не только научным, но и культурным центром России. Члены декабристских организаций были воспитанниками Московского университета. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и многих других не мене ...

Урок повторения
Основная дидактическая цель этого типа урока заключается в предотвращении забывания усвоенного материала, углублении сведений о ранее изученном, уточнении приобретенных представлений. Проверку домашнего задания чаще всего учителя заключают в логику повторения как один из его моментов. Повторение и ...

Технология модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения сос ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru