В системе профессиональной подготовки студентов практические занятия занимают большую часть времени, отводимого на самостоятельное обучение. Являясь дополнением к лекционному курсу, они закладывают и формируют основы квалификации специалиста заданного профиля. Содержание занятий и методика их проведения должны обеспечивать развитие творческой активности личности. Студенты легче понимают и запоминают материал, который они изучали посредством активного вовлечения в учебный процесс. Исходя из этого, в процессе обучения необходимо применять те технологии, при которых слушатели идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные технологии обучения.
Эффективность применения технологий интерактивного обучения состоит:
в повышении уровня активности и самостоятельности учащихся;
в самостоятельном поиске учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи;
в возбуждении внутреннего диалога учащихся;
в активном взаимодействии учащихся и преподавателя;
в обеспечении понимания информации учащимися, являющейся предметом обмена;
в повышении мотивации учащихся к учебной деятельности;
в активном воспроизведении ранее полученных знаний в незнакомых условиях.
В основе организации практического занятия мы используем интерактивные технологии и методы, через которые можно внедрить интерактивную модель обучения в рамках занятия:
Проблемные ситуации
Использование технологии проблемного обучения создает благоприятные условия для активизации устной речевой деятельности учащихся, которая в свою очередь способствует развитию личностных качеств, необходимых для эффективного общения. Применение проблемных ситуаций способствуют развитию внимания, наблюдательности, активизации мышления, познавательной деятельности студентов; проявлении творческого подхода в поиске новых идей для решения разнообразных задач; развитию умения самостоятельно применять знания в решении конкретных ситуативных задач.
Дискуссии
Применение дискуссий в образовательном процессе способствует выявлению многообразия точек зрения участников на какую-либо проблему; активному взаимодействию субъектов образовательной деятельности; вовлечению участников в решение обсуждаемых проблем; повышению мотивации и вовлеченности участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников; групповое обсуждение способствует лучшему усвоению изучаемого материала.
Игровые технологии (игра)
Игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся к учебной деятельности, способствующие развитию внимания, наблюдательности, творческого мышления; благоприятный психологический климат на занятии способствует поддержанию познавательной и творческой активности учащихся, повышается уровень учебно-познавательной мотивации учащихся.
Информационные технологии
Эффективность применения информационных технологий состоит в следующем:
Возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала студентами, тем самым облегчить восприятие и усвоение учащимися изучаемого материала.
Повышение эмоциональной активности обучаемых.
Интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации: текст, таблицы, иллюстрации.
Повышение мотивации студентов к учебной деятельности.
Сочетание комментариев преподавателя с презентацией значительно активизирует внимание студентов к содержанию излагаемого учебного материала.
Интерактивные технологии обучения предполагают формирование нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения.
Другое о педагогике:
Художественное восприятие иллюстрации детьми старшего дошкольного возраста
В процессе констатирующего эксперимента нами были выдвинуты следующие критерии оценки рисунков детей и уровни развития изобразительных умений: 1. Устойчивый интерес, увлеченность, желание рассматривать иллюстрации. Эмоциональный отклик на художественный образ, сопереживание герою, ассоциация его чу ...
Структура учебной дисциплины "Теория и методика физического
воспитания"
Система знаний в области теории и методики физического воспитания постоянно развивается, дополняется, дифференцируется и интегрирует. Рассматривая дифференциацию науки с выделением самостоятельных дисциплин теории спорта, лечебной физкультуры, физической реабилитации, можно говорить также об интегр ...
Характеристика этапов подготовительной работы по написанию сочинения по
картине
Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников. Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с к ...