Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии

Страница 1

Метод проекта зародился во второй половине XIX века в сельскохозяйственных школах США и основывался на теоретических концепциях «прагматической педагогики», провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Основоположником этой школы был Джон Дьюи (1859-1952). Согласно его воззрениям, ценно то, что полезно людям, что имеет практический результат и направлено на благо всего общества. Обучение в его школе должно было проходить как трудовая и игровая деятельность, в процессе которой ребенку прививается вкус к самообучению и саморазвитию.

Идеи Джона Дьюи достаточно широко реализовывались в XIX и начале XX века его последователями, в том числе и в России. Они хорошо были известны С.Т. Шацкому, В.Н. Сороке-Росинскому. Наиболее полно и эффективно метод проектов использовал в своей работе А.С. Макаренко.

В 1930 году Наркомпрос утвердил программы для начальной школы и школ ФЗУ, которые были построены на основе комплексов-проектов. Однако период этой новации был недолгим, так как комплексно-проектные программы значительно сокращали объем знаний по основным предметам. Кроме того, не хватало педагогов, владевших методикой в полной мере. В результате снизился уровень теоретической подготовки учащихся, образовательные учреждения не смогли обеспечить им необходимого объема знаний, выпускники не всегда могли продолжить образование, а преподавателям высшей школы приходилось восполнять упущения школьной программы. Все это, вместе взятое, привело к тому, что метод проектов не получил широкого признания. В 1931г. Постановлением ВКП (б) он был осужден и в отечественной педагогике больше не применялся.

С середины 90-х годов прошлого века метод проекта вновь приобретает широкую популярность. Процесс модернизации образования, выдвинув на первый план вопросы проектирования содержания и обеспечения компетентностно-ориентированного обучения, потребовал применения соответствующих технологий, в частности, метода проекта. Современный проект является элементом научного творчества учащихся, составной частью современных педагогических технологий.

В настоящее время педагогика рассматривает проектный метод с двух точек зрения. Первая - определяет метод проекта как дидактический метод обучения

, который применяется в учебном процессе наряду с другими дидактическими методами: проблемным изложением материала, наглядным, практическим, частичнопоисковым и т.д. Метод проекта включает в себя совокупность приемов и операций, которые используются для овладения определенной областью теоретических и практических знаний. Он довольно легко адаптируется к особенностям всех учебных заведений, легко встраивается в урок или в систему уроков по теме, то есть несет в себе черты универсальности.

Со второй точки зрения, метод проекта

рассматривается как педагогическая технология

. Она включает в себя достаточно разнообразные методы, среди которых можно выделить исследовательский, анализ материала учебной и нормативно-справочной литературы, методы сбора и обработки информации, практические и другие. Эти методы входят составной частью в педагогическую технологию, образуя единую систему, направленную на достижение целей обучения.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Эффективность реализации мероприятий по совершенствованию деятельности Муниципального учреждения
Разработка мероприятий по развитию Муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр эстетического воспитания детей» является необходимым условием выполнения ведущей миссии учреждения дополнительного образования - развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству, способствующего ...

Роль игры в формировании детского коллектива
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, чер ...

Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru