Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии

Педагогическая теория » Использование метода проектов на уроках в начальной школе » Характеристика метода учебного проекта как педагогической технологии

Страница 2

Организованная деятельность учащихся в процессе усвоения теоретических знаний и практических умений посредством метода проекта означает признание того факта, что любое знание усваивается только в процессе собственных действий учащихся. При этом важнейшей составляющей этих действий являются умственные усилия.

Рассматривая метод проекта, следует отметить, что он нацелен на приобретение учащимися новых знаний в процессе учебной деятельности, систематизацию и интеграцию знаний, уже имеющихся, на приобретение опыта решения учебных и профессиональных проблем, что само по себе уже требует разнообразия методических приемов. Владение методом проекта как технологией – показатель высокой квалификации педагога.

Е.С. Полат определяет метод учебного проекта как систему обучения, ориентированную на творческую самореализацию личности учащегося, развитие интеллектуальных и творческих способностей, волевых качеств в процессе создания какого-либо продукта, обладающего субъективной или объективной новизной, имеющего практическую значимость.

Метод проекта позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого характерны пассивность учащегося, стремление педагога дать ему как можно больший набор готовых знаний. Это дидактический инструмент, который создает предпосылки для развития таких качеств, как целеустремленность и самостоятельность, стимулирует любознательность и возлагает на учащихся ответственность за результаты учебной деятельности. В основе метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать систему своих знаний. Проектное обучение строится на принципах развития личности обучающегося, когда через осмысление ситуации и формулирование проблемы он организует процесс разрешения проблемы. Таким образом, учебный проект — это и задание для учащихся, которое сформулировано педагогом (или самими учащимися) в виде проблемы, это и целенаправленная деятельность проектантов, это и определенная форма организации учебного процесса во взаимодействии учащихся с педагогом и между членами команды, это и конечный результат деятельности как найденный учащимися способ решения проблемы.

Главная цель использования метода проекта - формирование у учащихся проектных умений, предполагающих планирование и организацию мышления и деятельности по решению разнообразных теоретических и практических задач. Основные проектные умения можно сгруппировать следующим образом: мыследеятельностные, коммуникативные, поисковые, экспериментальные, презентационные. Проектные умения учащихся формируются на нескольких уровнях, начиная от самых простых, и усложняются по мере выполнения проектов различного типа. Проектные умения можно рассматривать как набор отдельных элементов учебной деятельности, которые можно формировать и развивать как в рамках проектной деятельности, так и в процессе традиционных занятий с помощью соответствующих методов и приемов обучения .

Более подробная характеристика основных проектных умений в зависимости от уровня сформированности предложена в приложении 1.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Диагностика уровня сформированности самооценки младших школьников
С целью проверки гипотезы была проведена опытно - экспериментальная работа, которая включает в себя констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в 3 классе МОУ СОШ №1 города Богородицка в период с сентября по март. В эксперименте принимало участие 7 ш ...

Способы обучения на уроках
Что такое современный урок и чем он отличается от традиционного? Этот вопрос всегда волновал педагогов. Ведь со сменой технологии и техники, общественных и социально-экономических отношений меняется и весь процесс обучения. Современный урок - это отнюдь не тот урок, на котором используются компьюте ...

Предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы
Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие: 1. Ребенок семи лет должен овладеть всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в у ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru