Виды внеурочных форм экологического образования

Страница 3

Станции юных натуралистов существуют во всех российских городах (в последнее время часто переименовываются в Экологические центры и т. п.), а юннатские кружки есть почти в каждой школе.

Целями юннатского движения являются: развитие интереса к миру природы, расширение и углубление их биологических знаний, освоение навыков наблюдения и экспериментирования и т. д.

Кружок юных натуралистов служит основным ядром при организации в школе всех мероприятий экологического направления.

2. Школьные лесничества

Школьные лесничества – трудовые объединения учащихся старших классов (начиная с 7 класса). В качестве целей организации школьных лесничеств провозглашаются – формирование бережного отношения к природе; расширение и углубление знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук; формирование интереса к профессиям лесохозяйственного профиля.

Школьные лесничества создаются по совместному решению дирекции школы и администрации лесхоза. Учащиеся принимаются в школьное лесничество по личному заявлению.

Задачи школьных лесничеств – оказание помощи лесному хозяйству в проведении мероприятий по охране лесов; посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала; сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян деревьев и кустарников, заготовке кормовых трав.

3. «Зеленый патруль»

Отряды «зеленых патрулей» – форма детского экологического движения, получившая в России широкое распространение.

Первоначально отряды «зеленых патрулей» возникли в связи с охраной зеленых насаждений. Школьники начали патрулирование газонов, клумб, «зеленых зон», парков лесопосадок с целью их защиты от экологических правонарушений.

В дальнейшем сфера деятельности патрульных расширялась. «Зеленый патруль» стал не только детской общественной инспекцией по охране насаждений, но и школьным активом, организующим под руководством старших закладку парков, цветников, посадку лесов и т. д.

4. «Голубой патруль»

Отряды «голубых патрулей» впервые возникли в Астраханской области. Они ведут работу по охране рыб. Особенно широкой популярностью пользуются работы по спасению рыбной молоди, оказавшейся в результате обсыхания мест нереста в мелких водоемчиках и лужах отрезанной от основного водоема. Члены отрядов «голубых патрулей» ведут наблюдение за развитием мальков, проводят изучение водоемов, следят за состоянием воды, занимаются расчисткой и озеленением берегов, ведут разъяснительную работу.

В нерестовый период «голубые патрули» несут дежурство у нерестилищ под руководством инспекторов рыбоохраны, разъясняют правила любительского рыболовства своим сверстникам и взрослым, готовят соответствующие плакаты и листовки.

Школьники выявляют и наносят на карту родники. На местах истоков рек проводят расчистку и устанавливают специальные знаки: «Здесь берет начало река…».

«Голубые патрули» собирают сведения о малоизученных реках и озерах. На каждый малый водоем заводится отдельный паспорт.

Отряд «голубого патруля» делится на специализированные звенья: топографов, гидрологов, гидробиологов, ихтиологов, ботаников, фотографов. Школьники таких звеньев осваивают соответствующие технологии и используют их в природоохранной деятельности.

5. Социально-педагогическое движение «ЭКО-ДО» («Путь к природе»)

Произошедшие в российском обществе на рубеже 90-х г. изменения оказали свое влияние и на детские экологические движения. Во-первых, если раньше детские экологические движения курировались пионерской и комсомольской организациями (хотя и не всегда эффективно), то сейчас подобные направляющие и организующие факторы не действуют. Во-вторых, социально-психологические изменения не способствуют массовой общественной активности молодежи, все большее значение приобретает стратегия целенаправленной индивидуальной активности: «Если я трачу время на какую-либо деятельность (в том числе экологическую), то что это может дать лично мне?».

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Игры с условной ситуацией при обучении грамоте
Придумай слово Цель игры. Закрепить у детей умение распространять предложение, добавляя одно слово (придумать недостающее слово, угадать задуманное слово). Ход игры. Учитель предлагает детям вспомнить игру в слова и говорит, что сегодня они тоже будут играть игру в слова, но она будет немножко иная ...

Пути формирования коммуникативной компетенции учащихся 2 классов при использовании дидактического сборника «Игровой калейдоскоп»
Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, меняются – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетенции. Именно применение дидактического сборника «Игровой калейдоскоп» поможет в формировании компетенции. Использование игр представляют мощный инструмент мотивации ...

Урок - драматизация на основе сказки
Осветив теоретическую часть вопроса о драматизации на уроках английского языка у младших школьников, ознакомимся с практической, на основе приведенного ниже плана – конспекта урока – драматизации на тему "The Guest in the Forest" (отрывок) на основе сценария «The Guest in the Forest» Андр ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru