Станции юных натуралистов существуют во всех российских городах (в последнее время часто переименовываются в Экологические центры и т. п.), а юннатские кружки есть почти в каждой школе.
Целями юннатского движения являются: развитие интереса к миру природы, расширение и углубление их биологических знаний, освоение навыков наблюдения и экспериментирования и т. д.
Кружок юных натуралистов служит основным ядром при организации в школе всех мероприятий экологического направления.
2. Школьные лесничества
Школьные лесничества – трудовые объединения учащихся старших классов (начиная с 7 класса). В качестве целей организации школьных лесничеств провозглашаются – формирование бережного отношения к природе; расширение и углубление знаний в области ботаники, зоологии и других естественных наук; формирование интереса к профессиям лесохозяйственного профиля.
Школьные лесничества создаются по совместному решению дирекции школы и администрации лесхоза. Учащиеся принимаются в школьное лесничество по личному заявлению.
Задачи школьных лесничеств – оказание помощи лесному хозяйству в проведении мероприятий по охране лесов; посадке и посеве леса, выращивании посадочного материала; сборе лекарственного сырья, грибов, ягод, семян деревьев и кустарников, заготовке кормовых трав.
3. «Зеленый патруль»
Отряды «зеленых патрулей» – форма детского экологического движения, получившая в России широкое распространение.
Первоначально отряды «зеленых патрулей» возникли в связи с охраной зеленых насаждений. Школьники начали патрулирование газонов, клумб, «зеленых зон», парков лесопосадок с целью их защиты от экологических правонарушений.
В дальнейшем сфера деятельности патрульных расширялась. «Зеленый патруль» стал не только детской общественной инспекцией по охране насаждений, но и школьным активом, организующим под руководством старших закладку парков, цветников, посадку лесов и т. д.
4. «Голубой патруль»
Отряды «голубых патрулей» впервые возникли в Астраханской области. Они ведут работу по охране рыб. Особенно широкой популярностью пользуются работы по спасению рыбной молоди, оказавшейся в результате обсыхания мест нереста в мелких водоемчиках и лужах отрезанной от основного водоема. Члены отрядов «голубых патрулей» ведут наблюдение за развитием мальков, проводят изучение водоемов, следят за состоянием воды, занимаются расчисткой и озеленением берегов, ведут разъяснительную работу.
В нерестовый период «голубые патрули» несут дежурство у нерестилищ под руководством инспекторов рыбоохраны, разъясняют правила любительского рыболовства своим сверстникам и взрослым, готовят соответствующие плакаты и листовки.
Школьники выявляют и наносят на карту родники. На местах истоков рек проводят расчистку и устанавливают специальные знаки: «Здесь берет начало река…».
«Голубые патрули» собирают сведения о малоизученных реках и озерах. На каждый малый водоем заводится отдельный паспорт.
Отряд «голубого патруля» делится на специализированные звенья: топографов, гидрологов, гидробиологов, ихтиологов, ботаников, фотографов. Школьники таких звеньев осваивают соответствующие технологии и используют их в природоохранной деятельности.
5. Социально-педагогическое движение «ЭКО-ДО» («Путь к природе»)
Произошедшие в российском обществе на рубеже 90-х г. изменения оказали свое влияние и на детские экологические движения. Во-первых, если раньше детские экологические движения курировались пионерской и комсомольской организациями (хотя и не всегда эффективно), то сейчас подобные направляющие и организующие факторы не действуют. Во-вторых, социально-психологические изменения не способствуют массовой общественной активности молодежи, все большее значение приобретает стратегия целенаправленной индивидуальной активности: «Если я трачу время на какую-либо деятельность (в том числе экологическую), то что это может дать лично мне?».
Другое о педагогике:
Перечень вопросов, выносимых на зачет
Согласно Государственному стандарту высшего профессионального образования видом итогового контроля в шестом семестре обучения по дисциплине «Формообразование» является зачет. Для получения зачета необходимо: - наличие всех работ, выполняемых в рамках практических занятий; - наличие всех работ, пред ...
Эффективность внедрения профильного обучения в сельских школах
Одним из наиболее актуальных направлений деятельности органов управления образованием, методических служб на всех уровнях, общеобразовательных учебных заведений в последние годы является обеспечение перехода старшей школы на профильное обучение. Преимущественная профильность школы III ступени преду ...
Методические позиции реализации полихудожественного подхода на уроках музыкальной
литературы в ДШИ
Обучение музыкальной литературы в ДМШ - это знакомство с творчеством композиторов. Интересный, насыщенный, но в то же время сложный для усвоения материал большого объема предстоит донести до учащихся разновозрастных групп (в одной группе могут заниматься дети 10 - 15 лет). И от того, какие методы и ...