Виды внеурочных форм экологического образования

Страница 2

2. Ролевые экологические игры

Ролевые экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т. д.

Ролевые (сюжетные) игры инсценируют условия воображаемой ситуации, а участники играют определенные роли. Эти игры как бы приближают участников к условиям реальной жизни.

Проведение ролевых игр требует серьезной предварительной подготовки, во время которой будущие «специалисты» повышают свою профессиональную компетентность в соответствующих областях знаний, чтобы не «ударить лицом в грязь» во время игры.

Имитационные экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании экологической реальности и предметного содержания экологической деятельности.

Имитационные экологические игры включают широкий диапазон от несложных ручных игр до компьютерного моделирования. Разработка и апробация имитационных игр в России с начала 70-х гг. ведется на биологическом факультете Московского государственного университета (Д.Н. Кавтарадзе, А.В. Щербаков, Е.М. Жевелева и др.) на основе междисциплинарного подхода к решению экологических проблем.

Ряд имитационных компьютерных экологических игр создан и российскими специалистами («Цена нефти» – А.В. Щербаковым, «Лес и лоси» – Е.Н. Еукваревой и И.Б. Бессоновым и др.).

Эколого-психологический тренинг – это комплексная форма экологического образования, основанная на методологии социально-психологического тренинга, которая направлена на коррекцию экологического сознания личности.

Эколого-психологический тренинг направлен на решение следующих задач: 1) коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь, преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам: 2) коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами; 3) обучение умениям и навыкам такого взаимодействия; 4) развитие персептивных возможностей субъекта при его контактах с природными объектами; 5) расширение индивидуального экологического пространства.

Тренинг может проводиться в группах из 8-12 человек под руководством ведущего-тренера. Он является достаточно универсальным в отношении социально-возрастного состава группы.

Детские экологические движения – это массовая форма экологического образования, организующая и координирующая добровольную внеурочную экологическую деятельность школьников.

Члены экологических движений организуют различные акции, активно участвуют в природоохранных мероприятиях, пропаганде экологических знаний, разработке предложений по сохранению и восстановлению природной среды. Старейшее среди экологических организаций – Всероссийское общество охраны природы, созданное в 1924г. При Центральном совете общества работали различные секции (охраны недр, леса, вод, рыбы, млекопитающих, птиц и т. д.), которые вели соответствующую организационно-методическую работу.

В последние годы все активнее проявляет себя в России движение «зеленых». Акции его членов часто носят эксцентричный характер, чем привлекают к себе общественное внимание. Например, под лозунгом «Вернем отходы производителю», «зелеными» была организована перекачка грязных сточных вод, льющихся из трубы в реку, обратно на территорию завода прямо через забор, с помощью ручного насоса.

В России традиционно существует также ряд детских экологических движений различной направленности, играющих важнейшую роль в экологическом образовании школьников.

1. Юннатское движение

Первая биостанция юных натуралистов имени К.А. Тимирязева была основана в 1918г. в Сокольниках (Москва) известным педагогом Б.В. Всесвятским. На начальных этапах юннатского движения господствовал лозунг «отдать юннатское движение в руки самих юннатов», т. е. отрицалось всякое руководство со стороны педагогов.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...

Разработка проекта деловой игры по дисциплине «бизнес-планирование»
Тема семинара: Проектирование бизнеса Тип семинара: Совершенствования знаний, умений и навыков Вид семинара: Деловая игра Цель семинара: Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов. Задачи семинара: Образовательные: 1. передача целостного представления о профессиональной деят ...

Сущность и содержание нравственно-трудового воспитания дошкольников
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы нравственно-трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте. Это привитие детям уважения к людям труда, природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить. Это единственная возможность воспитания в мален ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru