На этапе планирования(программы высказывания), когда мысль еще не выражена в словах, а программа высказывания формируется во внутренней речи и существует в виде "образов-мыслей", картина представляет собой "предметно-изобразительный код" sub zero appliance repair San Jose
, облегчает составление программы высказывания, поскольку дает готовый материал. Подсказывая тему будущего речевого произведения, она служит внешней опорой внутренних действий", совершаемых учащимися под руководством учителя в процессе овладения языком.
При переходе от программы высказывания к ее реализации в языковом коде предъявление картины, представляющей "предметно-изобразительный код", лежащий за пределами языка, побуждает учащихся к речевому действию – реализации своей речи в соответствии с предметом речи – темой и замыслом высказывания. На этом этапе картина выполняет роль предмета речи, поскольку предлагает готовую тему и основную мысль высказывания, для раскрытия которых необходим отбор языковых средств, выбор наиболее удачных слов, синтаксических конструкций, адекватно передающих содержание картины. При этом учащиеся имеют возможность зрительно представить все связи и отношения между понятиями, раскрывающими ту или иную сторону действительности. Предметный план высказывания по репродукции, как правило, характеризуется полнотой, правильностью и точностью отражения окружающего мира. Картина не только организует высказывание, но и помогает говорящему следить за собственным выражением мыслей.
Адресованные учащимся вопросы и задания по рассматриваемой картине стимулируют речевую активность говорящего, поддерживают и направляют его речевую деятельность. Таким образом, создается коммуникативное сотрудничество в решении учебно-коммуникативных задач, поскольку ответ учащихся легко контролируется учителем, который видит эту же картину и может сразу исправить неточность. При этом путь развития мысли ученика может быть обеспечен выполнением различного рода упражнений по картине (вопросно-ответные, на заданную тему, по опорным словам, диалогизация ситуации, сводная беседа) и сознательным выбором жанра речевого произведения (описание, повествование, рассуждение). В экстралингвистическом плане работа по картине создает контактность, ситуативность, помогает поддерживать постоянную и непосредственную связь между учителем и учащимися.
Работа по картине способствует не только развитию таких видов речевой деятельности, как говорение и аудирование (слушание рассказа учителя или текста-описания картины), но и помогает продуцировать письменную речь, обеспечивая ее логичность, полноту, лексико-грамматическое разнообразие, облегчая переход от внутренней речи к письменной, организуя высказывание в смысловые блоки, вычленяя детали и формируя основную мысль высказывания.
2) Формирование коммуникативных умений в процессе работы по картине
Важная особенность методики работы по картине состоит в том, что она способствует развитию видов речевой деятельности и формированию коммуникативных умений. В силу своей специфики, представляя собой предметно-изобразительный план, картина является оптимальным средством ("материалом") для выполнения речевых действий и формирования коммуникативных умений (по Т.А. Ладыженской
), необходимых для построения содержательного высказывания.
Так, выполняя роль стимула на этапе ориентировки, картина, ограниченная рамками определенной темы, помогает построить высказывание в соответствии с темой и замыслом художника. Рассматривая картину под руководством учителя, учащиеся понимают, что тема – это предмет изображения, а основная мысль – авторский замысел
, который художник раскрывает изобразительными средствами в зависимости от своего личного подхода к теме.
Эпизод, изображенный на картине, чаще всего моделирует реальную ситуацию, поэтому картина дает возможность ввести учащихся в ситуацию общения,
Другое о педагогике:
Методика разработки экспериментальных уроков с применением
игрового и соревновательного методов обучения
физический подготовленность учащийся методика В соответствии с задачами исследования нами были разработаны экспериментальные уроки физической культуры с включением игрового и соревновательного методов, направленные на развитие двигательных умений и навыков, совершенствования физических качеств. Упр ...
Краткая история уставов 1863, 1884 гг
По уставу 1863 года увеличивалось количество учебных дисциплин и число преподавателей. Большое внимание уделялось организации практических и лабораторных занятий, семинаров. Была восстановлена фактически уничтоженная в годы николаевского царствования выборность ректора и деканов. На четырех факульт ...
Краткий исторический обзор литературы
Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называющейся им вещью. Первыми лингвистами, положившими в основу описания ...