Формирование коммуникативных умений путем использования картины
Виды речевой деятельности |
Цель применения картины |
Коммуникативные умения учащихся |
удирование (слушание) |
Создание зрительно-смысловой опоры для понимания речевого произведения |
Понимание сообщения учителя о картине: извлечение необходимой информации из его монологического высказывания о картине. |
Говорение |
Создание зрительно- смысловой опоры для построения речевого произведения |
Овладение монологической речью разных типов (описание, повествование, рассуждение). Формирование и реализация собственной авторской позиции в высказывании по картине. |
Чтение |
Создание зрительной опоры при чтении искусствоведческих текстов |
Совершенствование самостоятельной подготовленной и неподготовленной речи. Овладение диалогической речью и невербальными средствами в ситуации "оживших" действующих лиц картины, в ситуации экскурсии. Восприятие искусствоведческого текста: понимание темы и основной мысли читаемого текста-образца; овладение навыками изучающего и поискового чтения; овладение навыками беглого и выразительного чтения. |
Письмо |
Создание зрительно-смысловой опоры для построения самостоятельного речевого произведения в письменной форме |
Написание творческих диктантов и изложений по картине. Формирование и совершенствование умений писать сочинение-описание, сочинение-повествование и сочинение-рассуждение по картине. Овладение умением писать отзыв, отклик, рецензию о картине; обзорную статью о выставке картин. |
Как видим из таблицы, методист достаточно подробно рассматривает воздействие картины на развитие видов речевой деятельности у учеников. Что позволяет, с одной стороны, учителю более четко прогнозировать цели и задачи, которые он ставит перед написанием сочинения, а также в должной мере ориентироваться в выборе жанра картины для сочинения и самой картины, и во вторых, соотносить свой прогноз с реальностью – ориентировать свою деятельность и деятельность учеников в дальнейшем, в нужном направлении.
Другое о педагогике: