Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Педагогическая теория » Особенности сочинений по картине » Сочинение по картине, как один из основных видов упражнений по развитию речи

Страница 5

близкую к естественной, что способствует повышению их речевой активности в ходе урока. Ролевая игра по жанровой картине позволяет учащимся перевоплотиться в героев, запечатленным художником, ориентироваться в ситуации общения, то есть говорить не для того, чтобы произнести какую-нибудь фразу, что-то сказать, а для того, чтобы что-либо сообщить, воздействовать на собеседника, предугадать речевое поведение, реакции своих товарищей – участников игры, подобрать такие слова, которые будут уместны в данной ситуации. Одним словом, создаются предпосылки для адресно-ориентировочной речи

, без которой не может быть полноценного общения, формируется умение подчинять любое свое высказывание определенной теме и замыслу автора.

Особенно велика роль картины в формировании коммуникативных умений собирать и систематизироватьсобранный материал для речевого произведения. Это объясняется тем, что картина дает готовый наглядный материал, подсказывает программу и содержание будущего речевого произведения в соответствии с темой и замыслом художника.

В процессе работы по картине у учащихся формируются коммуникативные умения строить речевые произведения разных жанров

(описание, повествование, рассуждение), - выражать свои мысли точно, правильно с точки зрения литературных норм и по возможности ярко.

Исходя из того, что система работы по картине опирается на жанровый принцип в отборе картин, следует рассматривать работу по картине с учетом определенного жанра. Если мы хотим сформировать у учащихся умение строить сочинение-описание

, где объектом речи являются признаки предмета или явления, его особенности, свойства, состояния, то эффективнее всего использовать натюрморт или пейзаж.

Объектом высказывания в повествовательном типе речи

может служить жанровая картина, поскольку работа по ней предполагает ответ на вопросы: кто? что? как? где? когда?, то есть сообщение о последовательных действиях изображенных лиц и предметов, их взаимоотношениях, о времени и месте действия.

При обучении учащихся рассуждению,

предполагающему обоснование основной мысли

(выступающей в качестве тезиса) рядом аргументов для доказательства высказанного мнения о каком-либо факте, установление связи между предметами и явлениями, полезно использовать любой жанр живописи. Сочинение, как известно, это одно из упражнений по развитию речи. Сочинение по картине призвано выполнять именно эту роль в школьном учебном процессе. Л.А. Ходякова в своих методических разработках рассматривает, в силу этого вопрос о том, каким образом средства живописи влияют на развитие различных видов речевой деятельности и что необходимо делать учителю-словеснику, чтобы речевая деятельность школьника развивалась в нужном русле и наиболее активно.

Активация видов речевой деятельности средствами живописи.

Использование картины создает на уроке атмосферу поиска, эмоциональной приподнятости, рождающей потребность в общении и, следовательно, способствует взаимосвязанному обучению всем видам речевой деятельности: говорению, чтению, слушанию, письму. Еще К.Д.Ушинскийписал о том, что, чем больше органов чувств участвует в восприятии какого-либо предмета, явления, тем прочнее они запечатлеваются в нашей нервной памяти и быстрее затем вспоминаются.

При обучении видам речевой деятельности картина, как правило, выступает в качестве зрительно-смысловойопоры, способствующей формированию умений и навыков аудирования, говорения, чтения и письменной речи.

Так, в процессе обучения аудированию картина используется как зрительно-смысловая опора для понимания сообщения учителя о содержании картины и средствах раскрытия замысла художника.

При обучении говорению применяется не только в качестве стимулирующего средства, облегчающего процесс порождения высказывания в желательном для учителя направлении (в зависимости от задач урока), но и воссоздает ситуацию общения изображенных на картине действующих лиц. При этом зрительный образ картины помогает учащимся сосредоточить внимание на отборе необходимых языковых средств и подсказывает логическую последовательность изложения мыслей, поскольку говорящий имеет возможность зрительно воспринимать то, о чем он должен сказать. Картина создает оптимальные предпосылки для выражения своего отношения к изображенному и формированию собственной – как подготовленной, так и неподготовленной (спонтанной) – речи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другое о педагогике:

Комбинированный урок
Все последующие типы уроков чаще всего суть не что иное, как комбинация этапов урока комбинированного. По сути дела, «тип урока» – это нередко развернутый по содержанию и по времени один из этапов комбинированного урока. Все же другие этапы такого урока играют в нем как бы вспомогательную роль и со ...

Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...

Природа, как педагогический аспект воспитания детей
В решении проблемы охраны природы исключительно важное значение имеет ее педагогический аспект, предполагающий воспитание у детей высокой культуры общения с природой, ответственности за сохранность ее объектов. Сознательное, бережное и заинтересованное отношение к природе каждого человека должно фо ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru