При стихийном языковом развитии невозможно достичь высокого уровня знаний, поэтому необходимо целенаправленное обучение речевому общению. В лингвистике существует мнение, что школьник, образующий собственное слово-синоним для узуальной единицы, допускает словообразовательную ошибку, причиной которой может стать неверное установление мотивирующей единицы и неудачное установление или восстановление внутренней формы слова (ср.: прилипация вместо аппликация), а также стремление вернуть слову утраченную мотивированность (ср.: обдуванчик вместо одуванчик).
Следовательно, для предупреждения словообразовательных ошибок большое значение имеет работа педагога по изучению детской речи, т.е. по установлению причин детского словотворчества.
Исследования речевых новообразований детей дошкольного возраста показало, что слова создаются:
для обозначения нового, по мнению ребёнка, внеязыкового содержания (обзыватель);
для актуализации значения слова путём замены или добавления аффикса (нашейник);
в результате переосмысления действительности и установления нового ономасиологического признака (подметатель);
вследствие синонимии словообразовательных морфем и отсутствия сведений о формальных ограничениях в языковой системе (вертолётник);
в целях восстановления внутренней формы слова (образование деривата - синонима к непроизводной единице: лампочница).
Более целостное представление о факторах, стимулирующих словосочинительство у детей дошкольного возраста, можно получить при анализе большого количества слов-инноваций, так что проблема, которой посвящено данное исследование, остаётся актуальной для современного словообразования.
Другое о педагогике:
Мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Рассмотрим внутренние факторы, способствующие активизации самостоятельной работы. Среди них ...
Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия по курсу
«Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
Целевое назначения занятия Цель занятия: актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущение и восприятие. Задачи занятия: закрепить понятия ощущения и восприятия как сенсорных процессов; определить различие и взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов; практически ис ...
Образовательная мотивация школьников
Мотивацию можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели. Образо ...