Синонимия словообразовательных морфем

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Синонимия словообразовательных морфем

Страница 2

Следует отметить, что слово продаватель очень часто употребляется в речи детей, поэтому К.И. Чуковский называет его одним из "общих слов детской речи".

Жеребёныш - жеребёнок

Мы сомневаемся, что в данном случае можно говорить о замене суффикса - онок - синонимичным суффиксом - оныш-, поскольку последний употребляется для образования небольшой группы слов: змеёныш, ужоныш, утёныш, гусёныш, зверёныш, гадёныш . Скорее всего, появление слова жеребёныш объясняется тем, что ребёнок видит перед собой детёныша лошади, а ведь слово детёныш уже содержит в своём значении компонент "невзрослости", который, по его мнению, и должен быть выражен финалью - ыш.

Строение - строительство

Стоятельство - стояние

Удивлятельство - удивление

Морф - тельств - может выступать в образованиях, которые мотивированы глаголами с основой инфинитива на - а-, в существительных с морфом - ениj - в качестве мотивирующих используются глаголы с инфинитивной основой на - и . Как отмечает РГ-80, оба аффикса служат для выражения процессуального признака у имени существительного как части речи. Следовательно, можно предположить, что для детей дошкольного возраста нет принципиальной разницы между грамматическими значениями слов препирательство и хранение. Поэтому не удивительно, что в речи ребёнка появляются слова строение, образованные от глагола строить (вместо строительство); удивлятельство, мотивированное глаголом удивлять (вместо удивление); стоятельство, произведённое от стоять (вместо стояние).

Сеструля - сестрёнка

Суффиксы - онк - и - ул (я) выражают уменьшительное значение, обычно сопровождающееся экспрессией ласкательности . Поскольку суффикс - ул (я) используется в том случае, если в качестве мотивирующих выступают имена лиц или слова мама, папа и т.д., не случайно, что парадигма, включающая слова мамуля, бабуля, сынуля и т.д., пополняется словом сеструля вместо формально отличной единицы сестрёнка.

Волшебка - волшебница

Суффиксы - к (а) и - иц (ниц)"выражают модификационное значение женскости". Выбор суффикса - к (а) объясняется тем, что "почти все окружающие ребёнка предметы "женского рода" имеют суффикс - к - или букву - К в составе слова (ложка, вилка, утка, куртка, бутылка, кружка, соска, кошка, птичка и т.д. , поэтому детям легче и привычнее сказать волшебка, нежели волшебница.

Анализ научной литературы показал, что детскую речь в качестве объекта исследования выделяют разные науки, используя при этом специфические методы и обращая внимание на определённые моменты рассматриваемого языкового явления. Лингвистические исследования детской речи базируются на трёх основных представлениях о механизме словообразовательных инноваций: ориентация на модель, ориентация на единичный образец, а также ориентация на свёртываемую синтаксическую структуру.

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Пытаясь обозначить предмет или явление действительности, но не имея достаточного словарного запаса, ребёнок конструирует актуальное для данной ситуации слово, при этом старается обязательно отразить в формальной структуре деривата важные, по его мнению, элементы смысла (ср.: наподушник - то, что надевается на подушку).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Тесты фиксированной длины, компьютерная генерация параллельных вариантов теста
Основные компоненты процесса автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления. Процесс автоматизированной компоновки теста в том случае, когда он происходит заранее и не в адаптивном режиме, включает сборку (генерацию) параллельных вариантов, выбор правила подсчета баллов тестируе ...

Приемы формирования словообразовательных умений у дошкольников с ОНР
Экспериментальными исследованиями было доказано, что овладение словообразовательными навыками становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные возможности этих ...

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru