Синонимия словообразовательных морфем

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Синонимия словообразовательных морфем

Страница 2

Следует отметить, что слово продаватель очень часто употребляется в речи детей, поэтому К.И. Чуковский называет его одним из "общих слов детской речи".

Жеребёныш - жеребёнок

Мы сомневаемся, что в данном случае можно говорить о замене суффикса - онок - синонимичным суффиксом - оныш-, поскольку последний употребляется для образования небольшой группы слов: змеёныш, ужоныш, утёныш, гусёныш, зверёныш, гадёныш . Скорее всего, появление слова жеребёныш объясняется тем, что ребёнок видит перед собой детёныша лошади, а ведь слово детёныш уже содержит в своём значении компонент "невзрослости", который, по его мнению, и должен быть выражен финалью - ыш.

Строение - строительство

Стоятельство - стояние

Удивлятельство - удивление

Морф - тельств - может выступать в образованиях, которые мотивированы глаголами с основой инфинитива на - а-, в существительных с морфом - ениj - в качестве мотивирующих используются глаголы с инфинитивной основой на - и . Как отмечает РГ-80, оба аффикса служат для выражения процессуального признака у имени существительного как части речи. Следовательно, можно предположить, что для детей дошкольного возраста нет принципиальной разницы между грамматическими значениями слов препирательство и хранение. Поэтому не удивительно, что в речи ребёнка появляются слова строение, образованные от глагола строить (вместо строительство); удивлятельство, мотивированное глаголом удивлять (вместо удивление); стоятельство, произведённое от стоять (вместо стояние).

Сеструля - сестрёнка

Суффиксы - онк - и - ул (я) выражают уменьшительное значение, обычно сопровождающееся экспрессией ласкательности . Поскольку суффикс - ул (я) используется в том случае, если в качестве мотивирующих выступают имена лиц или слова мама, папа и т.д., не случайно, что парадигма, включающая слова мамуля, бабуля, сынуля и т.д., пополняется словом сеструля вместо формально отличной единицы сестрёнка.

Волшебка - волшебница

Суффиксы - к (а) и - иц (ниц)"выражают модификационное значение женскости". Выбор суффикса - к (а) объясняется тем, что "почти все окружающие ребёнка предметы "женского рода" имеют суффикс - к - или букву - К в составе слова (ложка, вилка, утка, куртка, бутылка, кружка, соска, кошка, птичка и т.д. , поэтому детям легче и привычнее сказать волшебка, нежели волшебница.

Анализ научной литературы показал, что детскую речь в качестве объекта исследования выделяют разные науки, используя при этом специфические методы и обращая внимание на определённые моменты рассматриваемого языкового явления. Лингвистические исследования детской речи базируются на трёх основных представлениях о механизме словообразовательных инноваций: ориентация на модель, ориентация на единичный образец, а также ориентация на свёртываемую синтаксическую структуру.

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Пытаясь обозначить предмет или явление действительности, но не имея достаточного словарного запаса, ребёнок конструирует актуальное для данной ситуации слово, при этом старается обязательно отразить в формальной структуре деривата важные, по его мнению, элементы смысла (ср.: наподушник - то, что надевается на подушку).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Анализ результатов диагностического исследования
Результаты группового обследования приведены в таблице №1. Табл.№1. № п\п Фамилия Имя ребенка Рез-ты вып-ия диагностич заданий Ср. балл. 1 2 3 4 5 6 7 1 Арсланова Анжела 2 2 1 1 3 2 2 1,9 2 Артемова Олеся 1 1 1 1 2 1 1 1,1 3 Алимов Рамиз 3 2 2 3 2 2 1 2,1 4 Багаутдинов Ильгиз 2 1 3 2 1 2 1 1,7 5 Ба ...

Формы организации детей по формированию навыка «труд в природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...

Определение профессиональной пригодности педагога
Под профессиональной пригодностью понимается «совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых для достижения успеха в выбранной профессии» . Кроме этого в педагогике утвердилось заимствованное из инженерной психологии понятие «профессиональная готовность» как боле ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru