Синонимия словообразовательных морфем

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Синонимия словообразовательных морфем

Страница 2

Следует отметить, что слово продаватель очень часто употребляется в речи детей, поэтому К.И. Чуковский называет его одним из "общих слов детской речи".

Жеребёныш - жеребёнок

Мы сомневаемся, что в данном случае можно говорить о замене суффикса - онок - синонимичным суффиксом - оныш-, поскольку последний употребляется для образования небольшой группы слов: змеёныш, ужоныш, утёныш, гусёныш, зверёныш, гадёныш . Скорее всего, появление слова жеребёныш объясняется тем, что ребёнок видит перед собой детёныша лошади, а ведь слово детёныш уже содержит в своём значении компонент "невзрослости", который, по его мнению, и должен быть выражен финалью - ыш.

Строение - строительство

Стоятельство - стояние

Удивлятельство - удивление

Морф - тельств - может выступать в образованиях, которые мотивированы глаголами с основой инфинитива на - а-, в существительных с морфом - ениj - в качестве мотивирующих используются глаголы с инфинитивной основой на - и . Как отмечает РГ-80, оба аффикса служат для выражения процессуального признака у имени существительного как части речи. Следовательно, можно предположить, что для детей дошкольного возраста нет принципиальной разницы между грамматическими значениями слов препирательство и хранение. Поэтому не удивительно, что в речи ребёнка появляются слова строение, образованные от глагола строить (вместо строительство); удивлятельство, мотивированное глаголом удивлять (вместо удивление); стоятельство, произведённое от стоять (вместо стояние).

Сеструля - сестрёнка

Суффиксы - онк - и - ул (я) выражают уменьшительное значение, обычно сопровождающееся экспрессией ласкательности . Поскольку суффикс - ул (я) используется в том случае, если в качестве мотивирующих выступают имена лиц или слова мама, папа и т.д., не случайно, что парадигма, включающая слова мамуля, бабуля, сынуля и т.д., пополняется словом сеструля вместо формально отличной единицы сестрёнка.

Волшебка - волшебница

Суффиксы - к (а) и - иц (ниц)"выражают модификационное значение женскости". Выбор суффикса - к (а) объясняется тем, что "почти все окружающие ребёнка предметы "женского рода" имеют суффикс - к - или букву - К в составе слова (ложка, вилка, утка, куртка, бутылка, кружка, соска, кошка, птичка и т.д. , поэтому детям легче и привычнее сказать волшебка, нежели волшебница.

Анализ научной литературы показал, что детскую речь в качестве объекта исследования выделяют разные науки, используя при этом специфические методы и обращая внимание на определённые моменты рассматриваемого языкового явления. Лингвистические исследования детской речи базируются на трёх основных представлениях о механизме словообразовательных инноваций: ориентация на модель, ориентация на единичный образец, а также ориентация на свёртываемую синтаксическую структуру.

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Пытаясь обозначить предмет или явление действительности, но не имея достаточного словарного запаса, ребёнок конструирует актуальное для данной ситуации слово, при этом старается обязательно отразить в формальной структуре деривата важные, по его мнению, элементы смысла (ср.: наподушник - то, что надевается на подушку).

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Основные понятия ООП
В основе объектно-ориентированного программирования лежит идея объединения данных и действий, которые производятся над этими данными, в одной структуре. Каждая используемая в программе переменная имеет смысл только тогда, когда может принимать какие-либо значения. Множество значений, которые может ...

Изучение русского музыкального фольклора в условиях урока музыки
Значение фольклора как важной части музыкального воспитания в современном мире общеизвестно и общепризнанно. Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного жизненного опыта. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической культу ...

Личностные качества педагога
педагогический профессиональный обучение личностный Принадлежность человека к той или иной профессии проявляется в особенностях его деятельности и в образе мышления. Учитель - не только профессия, связанная с передачей знаний, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru