Синонимия словообразовательных морфем

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Синонимия словообразовательных морфем

Страница 1

Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики.

Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, - курильщиком, а не курителем? Дети "исправляют" наш язык, отступая от языковой нормы и общего словоупотребления. Усвоив ту или иную словообразовательную модель, ребёнок применяет её, не учитывая традиционно налагаемых системой ограничений. Можно сказать, что в сознании дошкольника происходит решение своего рода уравнения с одним неизвестным: покупать - покупатель, продавать - X. И в большинстве случаев ответом будет продаватель.

Последняя, пятая группа исследуемых неологизмов включает в себя дериваты, появление которых обусловлено синонимией словообразовательных аффиксов, а также отсутствием у ребёнка сведений о формальных ограничениях на валентность (сочетаемость) морфем.

Смеляк - смельчак

Анализ РГ-80 показал, что основное отличие суффиксов - ак - и - чак-, имеющих общее значение "предмет, характеризующийся признаком", заключается в формальных ограничениях, налагаемых русской морфотактикой на их употребление. Так, морф - ак - выступает после парных и шипящих согласных, а морф - чак - только после согласных [л´] и [н] в словах смельчак, весельчак, зеленчак и др

Фиксируя в окружающей речи слова типа холостяк, толстяк, бедняк, пустяк, синяк, сквозняк и под., ребёнок расценивает слово смельчак как ошибочное и пытается привести его внешний облик к типичному образцу.

Вертолётник - вертолётчик (пилот вертолёта)

Парашютник - парашютист

Как и в случае с неологизмом смеляк, появление слова вертолётник можно объяснить тем, что ребёнок не знаком с формальными ограничениями при объединении морфем в слове. Основное отличие суффикса - ник - от суффикса - чик - заключается в том, что последний выступает только в позиции после согласных [д] и [т], кроме сочетаний "сонорный + [т] " . Во всех остальных позициях для выражения значения лица (т.е. одушевлённого предмета), характеризующегося отношением к предмету, может выступать морф - ник - и его варианты .

Замену суффикса - ист - в слове парашютист на аффикс - ник - можно объяснить тем, что для ребёнка не актуальна разница между лицом, характеризующимся отношением к предмету, и лицом по отношению к объекту его занятий или орудию деятельности.

Продаватель - продавец

По мнению Е.С. Кубряковой, "дети могут образовать это слово… по аналогии - раз есть покупатель, то должен быть и продаватель" .

РГ - 80 отмечает, что существительные с суффиксом - тель - называют лицо, которое производит действие (испытатель, преследователь и т.д.); отглагольные существительные, имеющие в своём составе суффикс - ец-, называют лицо или предмет, характеризующийся действием (лжец, продавец и т.д.) .

Совершенно очевидно, что на первый план ребёнок выдвигает именно осуществление действия субъектом, что основано на визуальном восприятии окружающей действительности.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Задачи и методика проведения эксперимента
В ряде работ психологов и педагогов анализируются особенности восприятия детьми разных возрастных групп иллюстраций в детской книге. Маленькие дети предпочитают окраску предметов, некоторые предметы художественной выразительности вызывают непонимание изображенного (неоконченность, набросочность, пе ...

Игра, как игровая деятельность
внимание игра познавательный урок Классический анализ психологии игры, традиционно имеет своим объектом игровую деятельность детей в соответствующем их периоде, т.е. игра и есть ничто иное, как игровая деятельность у детей. В своих работах игра – тренинг А.Е. Ливанова, считает, что практически не м ...

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в ВУЗе. Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ор ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru