Синонимия словообразовательных морфем

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Синонимия словообразовательных морфем

Страница 1

Сложность словообразовательной системы заключается в наличии синонимичных словообразующих аффиксов, при этом выбор определённой морфемы из существующих в русском языке часто обусловлен формальным ограничением русской морфотактики.

Почему того, кто учит, принято называть учителем, а того, кто курит, - курильщиком, а не курителем? Дети "исправляют" наш язык, отступая от языковой нормы и общего словоупотребления. Усвоив ту или иную словообразовательную модель, ребёнок применяет её, не учитывая традиционно налагаемых системой ограничений. Можно сказать, что в сознании дошкольника происходит решение своего рода уравнения с одним неизвестным: покупать - покупатель, продавать - X. И в большинстве случаев ответом будет продаватель.

Последняя, пятая группа исследуемых неологизмов включает в себя дериваты, появление которых обусловлено синонимией словообразовательных аффиксов, а также отсутствием у ребёнка сведений о формальных ограничениях на валентность (сочетаемость) морфем.

Смеляк - смельчак

Анализ РГ-80 показал, что основное отличие суффиксов - ак - и - чак-, имеющих общее значение "предмет, характеризующийся признаком", заключается в формальных ограничениях, налагаемых русской морфотактикой на их употребление. Так, морф - ак - выступает после парных и шипящих согласных, а морф - чак - только после согласных [л´] и [н] в словах смельчак, весельчак, зеленчак и др

Фиксируя в окружающей речи слова типа холостяк, толстяк, бедняк, пустяк, синяк, сквозняк и под., ребёнок расценивает слово смельчак как ошибочное и пытается привести его внешний облик к типичному образцу.

Вертолётник - вертолётчик (пилот вертолёта)

Парашютник - парашютист

Как и в случае с неологизмом смеляк, появление слова вертолётник можно объяснить тем, что ребёнок не знаком с формальными ограничениями при объединении морфем в слове. Основное отличие суффикса - ник - от суффикса - чик - заключается в том, что последний выступает только в позиции после согласных [д] и [т], кроме сочетаний "сонорный + [т] " . Во всех остальных позициях для выражения значения лица (т.е. одушевлённого предмета), характеризующегося отношением к предмету, может выступать морф - ник - и его варианты .

Замену суффикса - ист - в слове парашютист на аффикс - ник - можно объяснить тем, что для ребёнка не актуальна разница между лицом, характеризующимся отношением к предмету, и лицом по отношению к объекту его занятий или орудию деятельности.

Продаватель - продавец

По мнению Е.С. Кубряковой, "дети могут образовать это слово… по аналогии - раз есть покупатель, то должен быть и продаватель" .

РГ - 80 отмечает, что существительные с суффиксом - тель - называют лицо, которое производит действие (испытатель, преследователь и т.д.); отглагольные существительные, имеющие в своём составе суффикс - ец-, называют лицо или предмет, характеризующийся действием (лжец, продавец и т.д.) .

Совершенно очевидно, что на первый план ребёнок выдвигает именно осуществление действия субъектом, что основано на визуальном восприятии окружающей действительности.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Внутренний слух. Музыкальная память
Особым свойством музыкального слуха, основанном на воображении и представлении, является внутренний слух. Внутренний слух вторичен, так как он опирается на слуховой опыт, на те сведения, которые он получил от внешнего. Поэтому в трудах, посвященных внутреннему слуху, большое внимание уделяется музы ...

Модели подготовки специалистов по социальной работе
Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более так ...

Особенности формирования связной речи у детей с легкой степенью умственной отсталости
Грубые недостатки речи умственно отсталых детей привлекали к себе внимание многих исследователей, таких как А. Бине, Э. Сеген, Т. Симон, И.Е. Эскироль и др. уже на самых ранних этапах становления дефектологии и расценивались как один из основных критериев аномалии умственного развития. Так же больш ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru