При решении спорных вопросов о направлении ребенка в коррекционный класс принципиально важным, наиболее надежным и убедительным является критерий осложненного включения в школьную жизнь в условиях обычного класса- трудности школьной адаптации.
Решение вопросов, связанных с изучением детей, поступающих в школу, находятся в компетенции школьной психолого-педагогической комиссии.
На первом этапе работы задача комиссии заключается в том чтобы организовать сбор научной информации детях, поступающих в школу, осуществить общую ориентировку в их качественном составе и предварительно выделить детей с низким уровнем готовности к школе, с прогнозируемыми трудностями в обучении. Наиболее удобными методами на этом этапе являются методы фронтального изучения детей. С этой целью, прежде всего, используется метод тестирования, организуется выполнение всеми детьми подготовленных групп базовых для школы детских садов ряда диагностических заданий.
В индивидуальном изучении детей на предшкольном этапе большая роль отводится лицам, которые непосредственно общаются с ними- родителям, воспитателем.
Задача школьного педагога, отвечающего за этот этап изучения детей, -организовать наблюдения родителей и воспитателей, направить их внимание к тем сторонам развития будущих первоклассников, которые характеризуют их школьную зрелость. Важное место в индивидуальном изучении ребенка отводится к непосредственному общению с ним педагога.
- Своевременное предотвращение причин школьной дезадаптации будет способствовать более высокому уровню готовности к школе.
В работе представлена психолого-педагогическая методика диагностирования детей группы риска, одним из назначений которой является отбор детей в коррекционные классы. Считаем необходимым отметить, что диагностирование детей группы риска – имеющих парциальные, пограничные, доклинические нарушения развития - это очень трудная задача.
Ее решение, требует комплексного подхода, возможно лишь при участии медиков, психологов, педагогов.
Трудно переоценить роль, которую могут и должны сыграть в своевременном выявлении детей группы риска педагоги-воспитатели дошкольных учреждений, школьные учителя. Нередко именно они первыми сталкиваются с индивидуальными проблемами развития ребенка и дают им первичную оценку, при необходимости обращаются за консультациями к специалистам - школьному психологу, психоневрологу. Бывает, к сожалению, и так, что долгое время педагогом эти проблемы, не замечаются или неправильно оцениваются и тогда помощь ребенку приходит с большим опозданием или не приходит вовсе.
Профессиональное внимание к детям, изучение их развития, оценка динамики этого развития в конкретных условиях воспитания и обучения должны сегодня стать органической частью педагогической деятельности. Это - тот резерв, который позволит подняться самой этой деятельности на новый качественный уровень и одновременно грамотно решать вопросы, возникающие в школе в связи с внедрением дифференцированных форм обучения и, в частности, в связи с созданием коррекционных классов и групп.
Задача психолога заключается в том, чтобы найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможности самовоспитания и самоорганизации.
Самое главное- совместными усилиями психолога, воспитателей и родителей попытаться понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ними.
Другое о педагогике:
Виды детского ручного труда
ручной труд воспитание школьник Систематизация ручного труда возможна по разным основаниям: материалам, используемым в работе, по учебным операциям, по целям, способам организации и т.д. Ручной труд многообразен и подразделяется на виды по материалу из которого что-либо делают. Ручной труд требует, ...
Тестирование физической подготовленности
Школьная программа включает в себя ряд тестов по физической подготовке, каждый из которых показывает уровень развития того или иного физического качества. Тест 1. Челночный бег 3x10 м (тестирование ловкости, скоростной выносливости) В забеге принимают участие один или два человека. По команде «На с ...
Педагогическая защита учащегося-мигранта
При декларируемом ныне личностно-ориентированном подходе к образованию главной ценностью объявляется личность ребенка. Именно личность ученика-мигранта прежде всего нуждается в защите. Защищенность личности школьника складывается из относительно-устойчивого, надситуативного чувства собственного дос ...