Роль Ломоносова в создании Московского университета

Страница 2

«После рассмотрения проекта Елизавета Петровна подписала 12 января (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) 1755года указ об основании Московского Университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения" и дни научного творчества студентов».

26 апреля рядом с Красной площадью, открывается Московский Университет с тремя отделениями: нравственных и политических наук, физических и математических и врачебных наук.

Сначала преподают приглашенные из-за границы профессора и только двое русских: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а так же преподаватель русского и латинского языка Ф.Я. Яремский – были определены из воспитанников Петербургского академического университета.

Итак, Московский университет учрежден. Но открылся он не сразу, сначала была открыта гимназия при университете. И лишь спустя некоторое время был открыт сам университет.

И почти сразу в 1767 году Императрица приказала куратору университета М. Хераскову преподавать по-русски.

Этот приказ был принят с радостью, университетские профессора были не против латыни, но стремились преподавать на русском языке. «Ломоносов, Крашенинников и другие передовые ученые понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать о сколько-нибудь широком распространении образования, о его доступности и демократизации. Ломоносов добился того, чтобы в Московском университете русские профессора читали только на русском языке»

Московский университет принципиально отличался от всех других университетов. Хотя бы тем, что он был наиболее демократичным к абитуриентам. В университет мог поступить любой желающий, за исключением крепостных крестьян. Это его и выделяло среди других университетов. И определило широкое распространение научных и общественных идей среди учащихся и профессоров. Ломоносов указывал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научиться; а чей он сын, в том нет нужды».

Так же Михаил Васильевич был сторонником воспитания таких качеств как: скромность, уважение к старшим, вежливость. Он считал, что в учениках надо воспитывать и развивать те, способности которые наиболее выражены. Ломоносов так же ратовал за то, чтобы к каждому из учеников был индивидуальный подход.

Ломоносов советовал чаще использовать методы поощрения. Так, например он хлопотал о прибавке жалования И. Лепехину, который впоследствии стал ученым - путешественником, академиком Петербургской Академии Наук.

Так же демократизация подразумевала собой изменение в управлении университетом «Бразды правления должны быть вручены проректору, который избирается ежегодно из числа профессоров и которого за его особые труды следует почтить более значительным повышением жалования против обычного». 11

Так же лекции и диспуты могли посещать простые люди. Это популяризировало и помогало распространять научные знания среди простых людей. Каждый профессор должен был читать ежедневно, кроме субботы и воскресения, не менее двух часов публичных лекций.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Это и положило начало отечественному книгоизданию. Типография университета издавала множество учебников, художественные книги, но не только русских писателей, но и иностранных. Впервые в университетской типографии напечатали «Сочинения» Ломоносова в двух томах. В них в первый раз печатались научные труды Михаила Васильевича. В этой книге впервые был опубликован его портрет, это было своего рода сенсацией, потому что до этого печатали только портреты царей и изображения святых. В этой типографии увидели свет произведения Шекспира, Дидро, Вольтера, Руссо, Мольера. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение". Десять лет, с 1779 по 1789 года, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми. I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду". Реализация задач экономичес ...

Программирование на языке Object Pascal
В данном параграфе рассматривается язык Object Pascal, используемый в системе визуального программирования Delphi фирмы Borland. Object Pascal обеспечивает значительно более высокую скорость разработки программ за счет обнаружения на этапе компиляции программы ряда ошибок, которые компилятор языка ...

Руководство конструктивной деятельностью в старшем дошкольном возрасте
Конструирование всегда предполагает решение определённой конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определённой логикой. В дошкольном возрасте конструктивная деятельность имеет ряд ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru