Роль Ломоносова в создании Московского университета

Страница 2

«После рассмотрения проекта Елизавета Петровна подписала 12 января (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) 1755года указ об основании Московского Университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция "Ломоносовские чтения" и дни научного творчества студентов».

26 апреля рядом с Красной площадью, открывается Московский Университет с тремя отделениями: нравственных и политических наук, физических и математических и врачебных наук.

Сначала преподают приглашенные из-за границы профессора и только двое русских: Н.Н. Поповский по словесности и философии и А.А. Барсов по математике и словесности, а так же преподаватель русского и латинского языка Ф.Я. Яремский – были определены из воспитанников Петербургского академического университета.

Итак, Московский университет учрежден. Но открылся он не сразу, сначала была открыта гимназия при университете. И лишь спустя некоторое время был открыт сам университет.

И почти сразу в 1767 году Императрица приказала куратору университета М. Хераскову преподавать по-русски.

Этот приказ был принят с радостью, университетские профессора были не против латыни, но стремились преподавать на русском языке. «Ломоносов, Крашенинников и другие передовые ученые понимали, что без перехода на русский язык нечего и думать о сколько-нибудь широком распространении образования, о его доступности и демократизации. Ломоносов добился того, чтобы в Московском университете русские профессора читали только на русском языке»

Московский университет принципиально отличался от всех других университетов. Хотя бы тем, что он был наиболее демократичным к абитуриентам. В университет мог поступить любой желающий, за исключением крепостных крестьян. Это его и выделяло среди других университетов. И определило широкое распространение научных и общественных идей среди учащихся и профессоров. Ломоносов указывал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности. «В университете тот студент почтеннее, кто больше научиться; а чей он сын, в том нет нужды».

Так же Михаил Васильевич был сторонником воспитания таких качеств как: скромность, уважение к старшим, вежливость. Он считал, что в учениках надо воспитывать и развивать те, способности которые наиболее выражены. Ломоносов так же ратовал за то, чтобы к каждому из учеников был индивидуальный подход.

Ломоносов советовал чаще использовать методы поощрения. Так, например он хлопотал о прибавке жалования И. Лепехину, который впоследствии стал ученым - путешественником, академиком Петербургской Академии Наук.

Так же демократизация подразумевала собой изменение в управлении университетом «Бразды правления должны быть вручены проректору, который избирается ежегодно из числа профессоров и которого за его особые труды следует почтить более значительным повышением жалования против обычного». 11

Так же лекции и диспуты могли посещать простые люди. Это популяризировало и помогало распространять научные знания среди простых людей. Каждый профессор должен был читать ежедневно, кроме субботы и воскресения, не менее двух часов публичных лекций.

В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Это и положило начало отечественному книгоизданию. Типография университета издавала множество учебников, художественные книги, но не только русских писателей, но и иностранных. Впервые в университетской типографии напечатали «Сочинения» Ломоносова в двух томах. В них в первый раз печатались научные труды Михаила Васильевича. В этой книге впервые был опубликован его портрет, это было своего рода сенсацией, потому что до этого печатали только портреты царей и изображения святых. В этой типографии увидели свет произведения Шекспира, Дидро, Вольтера, Руссо, Мольера. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету "Московские ведомости", а с января 1760 года - первый в Москве литературный журнал "Полезное увеселение". Десять лет, с 1779 по 1789 года, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И.Новиков.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, ...

Типы и структура уроков в правовом курсе
Учебное занятие по праву — это комплексная система организационной, учебно-воспитательной деятельности учителя в единстве с учебно-познавательной деятельностью учеников. Она направлена на достижение целей усвоения главных дидактических единиц правового модуля государственного стандарта, знаний, фор ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru