Роль Ломоносова в создании Московского университета

Страница 3

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Деятельность Московского университета давала много полезных плодов. На базе университета и при участии его профессуры появились такие крупные центры отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и другие не менее значимые объекты для общества.

Обучение в Университете было бесплатным. Но кроме бесплатного обучения 100 гимназистов и 30 студентов получали бесплатное общежитие, питание, учебники, одежду и обувь. Разночинцы составляли большую часть учащихся в университете в XVIII. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Денег на финансирование университета выделялось очень мало. Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты: Демидовы, Строгановы, Е.Р.Дашкова. Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Благодаря этому университет был оснащен не хуже зарубежных университетов. Не забывали о своей alma mater и выпускники университета. Не однократно в трудные для университета времена его выпускники собирали денежные средства, предназначенные на укрепление материальной базы. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других профессоров.

В XIX столетии при университете образовались первые научные сообщества: Испытателей природы, Любителей российской словесности, Истории и древностей российских. Эти сообщества были весьма важной частью истории университета. В этих сообществах велись научные диспуты, студенты, профессора общались между собой и доказывали друг другу свою точку зрения. Все это происходило благодаря демократическому устройству университета.

В 1804 году был принят университетский устав. По данному уставу университету предоставлялась автономия. Ректор и деканы избирались из числа профессоров университета. Первым избранным ректором стал Ч.А. Чеботарев. Совет профессоров решал университетские проблемы, присуждал научные звания. Книги, печатаемые в университетской типографии, с согласия совета профессоров не подвергались общей цензуре. Студенты обучались на четырех факультетах: нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. «После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание "действительный студент"».

Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в "средоточие русского образования", один из центров мировой культуры.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Структура оздоровительной работы детского сада
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, им ...

От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование
Третий период эволюции отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в. За это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к ос ...

Семейное и религиозное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Семья всегда была и остается главным институтом воспитания подрастающего поколения. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни. Именно семья, по мысли В.В. Зеньковского, является органом религиозного воспитания. Т ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru