Роль Ломоносова в создании Московского университета

Страница 3

Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.

Деятельность Московского университета давала много полезных плодов. На базе университета и при участии его профессуры появились такие крупные центры отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года - Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года - в ведении Московского университета), Малый театр и другие не менее значимые объекты для общества.

Обучение в Университете было бесплатным. Но кроме бесплатного обучения 100 гимназистов и 30 студентов получали бесплатное общежитие, питание, учебники, одежду и обувь. Разночинцы составляли большую часть учащихся в университете в XVIII. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.

Денег на финансирование университета выделялось очень мало. Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты: Демидовы, Строгановы, Е.Р.Дашкова. Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Благодаря этому университет был оснащен не хуже зарубежных университетов. Не забывали о своей alma mater и выпускники университета. Не однократно в трудные для университета времена его выпускники собирали денежные средства, предназначенные на укрепление материальной базы. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них - богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и других профессоров.

В XIX столетии при университете образовались первые научные сообщества: Испытателей природы, Любителей российской словесности, Истории и древностей российских. Эти сообщества были весьма важной частью истории университета. В этих сообществах велись научные диспуты, студенты, профессора общались между собой и доказывали друг другу свою точку зрения. Все это происходило благодаря демократическому устройству университета.

В 1804 году был принят университетский устав. По данному уставу университету предоставлялась автономия. Ректор и деканы избирались из числа профессоров университета. Первым избранным ректором стал Ч.А. Чеботарев. Совет профессоров решал университетские проблемы, присуждал научные звания. Книги, печатаемые в университетской типографии, с согласия совета профессоров не подвергались общей цензуре. Студенты обучались на четырех факультетах: нравственных и политических наук, физических и математических наук, медицинских наук, словесных наук. Обучение продолжалось 3 года. «После выпускных экзаменов лучшим из оканчивавших университет присваивалась степень кандидата, остальным - звание "действительный студент"».

Усиливалась преемственность различных ступеней образования. По уставу 1804 года университет осуществлял общее руководство средними и начальными учебными заведениями центральных губерний России.

Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в "средоточие русского образования", один из центров мировой культуры.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Развитие тестирования в зарубежных странах
Становление тестов в психологии, образовании и армии. Появление педагогических тестов за рубежом нередко связывают с именем французского врача и психолога А. Бине. Его работа по диагностике интеллектуальных способностей, вышедшая в 1905 г., считается точкой отсчета в становлении основных науч­ных п ...

Самая превосходная должность под солнцем
Душой и сердцем воспитания является учитель, от него зависит будущее мира. От воспитания детей зависит «исправление человеческих дел на земле», развитие всего общества. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане». Должность учителя ответственна и высока, о ...

Средства и методы, применяемые в процессе обучения детей физическим упражнениям
Средства реализации задач физического воспитания в сфере физической культуры можно условно представить следующими группами: общеподготовительные (общеразвивающие), специально-подготовительные и соревновательные упражнения: естественные силы природы и гигиенические факторы. Комплексное использование ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru