Морфология диссертации

Педагогическая теория » Морфология диссертации

Страница 2

При этом следует учитывать, что содержание докторской диссертации существенно шире кандидатской. Бытует мнение, что кандидатские диссертации выполняются на уровне темы, а докторские – на уровне проблемы или направления. Однако не ясна граница, на которой заканчивается «тема» и начинается «направление».

Об актуальности исследований. Авторы большинства, работ рекомендуют заниматься только актуальными диссертационными исследованиями без учета типа результатов диссертации, однако результат может представляться для защиты и не будучи актуальным, а, скажем, потенциально значимым, т.е. для будущих поколений. Действительно, если бы известные математические знания создавались только под проблемы, возникающие перед текущей практикой, то какой бы уровень она (математика) имела сегодня?

Кроме этого, следует учитывать известный факт, имевший место для российских диссертантов в 90-е гг. прошлого века, когда у них была «отнята» экспериментальная база: резко сократилось финансирование научных исследований. Поэтому в первом десятилетии XXI в. нередко успешно защищались диссертации по результатам экспериментальных исследований двадцатилетней давности и признавались диссертационными советами актуальными.

Следующий часто упоминаемый компонент ДИ – информационный поиск и критический анализ известного научного знания. В рекомендациях известных публикаций по информационному поиску можно найти советы, отвечающие в основном на два вопроса: «что искать?» и «где искать?» Это уже немало, но достаточно ли для полноценного творческого поиска, анализа и получения значимых, положительных, научных результатов? И чем в информационном поиске может помочь методология научного поиска?

Объект и предмет диссертационного исследования. Некоторые авторы пособий полагают, что объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное, а в объекте якобы выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Но это ошибочное мнение. Известно и такое высказывание: «Объект исследования располагается скорее в сфере эмпирического знания, тогда как предмет исследования может быть определен достаточно адекватно лишь в сфере теории и метода». Тем не менее, при дальнейшем рассмотрении этого вопроса и в связи с выделением диссертационного исследования из научного появляются дополнительные вопросы по определению объекта и предмета исследования как применительно к различным научным специальностям и классам отраслей науки, так и к различным типам результатов диссертации.

И еще одно замечание: процедуры выбора темы диссертации и выбора (формулирования) объекта, а затем и формулирование предмета исследования диссертации во многом идентичны. На этот факт указывается в работе А.М. Новикова.

Выбор наименования диссертации. В выборе наименования некоторые авторы ориентируют соискателя на количество слов в нем. Меньше слов – объемнее предмет исследования. В наименовании докторской диссертации, как правило, меньше слов, чем в кандидатской, и в этом нетрудно убедиться. Но методически это не всегда оправданно.

Постановка научной проблемы. Не в каждой диссертации научная проблема поставлена в явном виде. Иногда вместо научной проблемы ставятся цель и задачи исследования. Что правильнее и в каком случае или при каких условиях одно предпочтительнее другого? Может быть, в докторской диссертации должна быть поставлена научная проблема, а в кандидатской достаточно определить цель и задачи? А что, собственно говоря, логичнее, и как методически верно выполнить этот компонент диссертационной работы?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Гуманизация и гуманитаризация
В начале XX века в российских школах на фоне социокультурных процессов высветились просчеты в преподавании гуманитарных дисциплин, которые сказались на снижении уровня духовности, культуры общества, отходе от национальных традиций (стремлении к дублированию западных образцов). В концепции модерниза ...

Анализ методов преподавания курса "МПИ" с позиции студента
Следующий шаг включает в себя: применение полученной методики к анализу отчётов студентов группы ПМ – 42 (2002 г.) по трём определённым темам курса "МПИ"; обработка результатов анализа; представление в виде гистограмм полученных данных (схема 2) сравнение с Мастерской оценкой этих же отчё ...

Формы и методы проверки знаний, умений и навыков учащихся по математике
Изучение характера усвоения учащимися учебного материала, оценка их знаний и умений, выявление уровня умственного развития и развития познавательных способностей – необходимая сторона процесса обучения, составляющая внутреннее содержание каждого его звена. Основная цель проверки – определение качес ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru