Морфология диссертации

Педагогическая теория » Морфология диссертации

Страница 6

Рассмотренные компоненты ДИ далеко не однородны в содержании и направленности, методах реализации. Некоторые из них определяют выбор тематики ДИ, другие формируют текстовое содержание, определяя связные составляющие диссертации. Часть из них может выполняться параллельно, другие сопровождают ДИ постоянно, такие как, например, информационный поиск, и, наконец, они разнородны по характеру и степени их влияния на процесс написания диссертации.

Неоднородность компонентов выявляет потребность в каком-либо анализе этой неоднородности и формировании предложений по их дальнейшей систематизации. Предложенное ранее разделение компонентов на стратегические и тактические при этом не отвергается, оно полезно в качестве одной из координат при анализе, определяющей в какой-то мере масштабность и значимость того или иного компонента. Другой координатой систематизации компонентов может быть оценка степени их принадлежности к онтологической (содержательной) или эпистемологической (деятельностной) совокупности компонентов. Можно говорить непосредственно, например, об объекте исследования, точно определяя его в виде понятия, а можно – о его выборе. Это, очевидно, различные акты деятельности диссертанта. Таким образом, компоненты диссертационного исследования в соответствии со своим содержанием могут быть разделены на две основные группы. Первая группа, назовем их конструктами, призвана составить конструкцию (онтологическую схему) диссертации, а вторая группа, назовем их регулятивами – методологию (эпистемологию) ее создания.

Представленное двухкоординатное формирование признаков компонентов диссертационного исследования позволяет говорить о, своего рода, «сетке категорий», или «матрице категорий», которую мы «накидываем» на совокупность компонентов диссертации.

Разделим известные компоненты диссертационной работы и ее подготовки на конструкты и регулятивы. Основными конструктами диссертации можно назвать следующие.

Объект диссертационного исследования.

Предмет диссертационного исследования.

Наименование диссертации.

Научная проблема.

Цель и задачи исследования.

Гипотезы нового научного знания.

Перечень научных методов выполнения ДИ.

Научно-обоснованные результаты, полученные лично соискателем.

Новое научное знание, представленное соискателем в диссертации, определяющее новизну исследования.

Значение результатов для теории и практики.

Приведенные конструкты составляют конструктивную основу диссертационной работы. Они могут быть точно и лаконично изложены и занесены в каталог установленных диссертантом новых научных знаний.

К регулятивам, или деятельностным компонентам диссертационного исследования могут быть отнесены следующие.

Выбор объекта исследования.

Актуализация объекта и предмета исследования.

Формулирование наименования тематики и наименования диссертации.

Информационный поиск.

Описание проблемной ситуации (выявление недостаточного знания об объекте исследования, степень разработанности тематики).

Поиск идей нового научного знания или инновационных решений.

Формирование и формулирование гипотез исследования и их следствий.

Формулирование целей и задач (направлений) исследования.

Построение категориальной матрицы (концепции) ДИ.

Выбор методической формы и структуры изложения диссертации.

Формирование исследовательской и коллекторской программ ДИ.

Выбор методов получения и собственно получение результатов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другое о педагогике:

Требования к отбору дидактических игр
К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований: целенаправленность применения; непродолжительность проведения (5-7 мин); эмоциональность; близость по тематике детскому кругозору; разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, ...

Профессиональная позиция педагога-воспитателя с точки зрения отношения к своей профессии
Теоретическое представление о воспитании – это в первую очередь качественная характеристика профессионального мышления, позволяющая «видеть» процесс в сиюминутном событии, а воспитательный результат – в реакции ребенка. Влияние теоретических взглядов имеет свое выражение, форму своего выявления. Он ...

Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в
Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микр ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru