Проблемы одаренных детей

Педагогическая теория » Одаренные дети » Проблемы одаренных детей

Страница 6

И, тем не менее, здоровое зачатие и беременность, охрана душевного покоя матери в период вынашивания, любовь и взаимная доброжелательность в семье, готовность любить ребенка не за то, что он вундеркинд, а за то, что он есть, очень здорово повышают вас шанс стать родителями второго Моцарта.

8. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

Острая практическая потребность в методах отбора одаренных детей для обучения в школах с большим конкурсом среди поступающих, таких, как музыкальные и специализированные языковые, находится в противоречии с нерешенностью ряда проблем, от которых зависит успешность прогноза развития ребенка.

Первая из них касается соотношения общей и специальной одаренности. Эта проблема была четко поставлена еще в 1962 г. Б. Г. Ананьевым, который отмечал тенденцию сведения всей проблемы к изучению специальных способностей, фактически игнорируя явления общей одаренности. Если в психофизиологическом плане при изучении природных предпосылок одаренности: свойств нервной системы и типов взаимодействия сигнальных систем — эта тенденция успешно преодолевается, то в психологическом плане вопрос о соотношении общих и специальных способностей или об общих и специальных критериях развития не только не решается, но даже редко ставится.

Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения в любой специальности возможны лишь на основе высокого уровня общего психического развития, парадоксальным образом диагностика музыкальной, художественной и других видов одаренности ведется без учета общих способностей ребенка. Проблема состоит в том, что между общим и специальным развитием нет взаимно-однозначного соответствия, и возможны случаи, когда высоко развитыми специальными способностями маскируется низкий уровень общего развития. Наиболее выразительным примером этого являются описания отдельных детей-имбецилов, обладающих уникальными музыкальными способностями. Такие дети могут отличаться феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, но их музыкальность сведена к подражательности, к воспроизведению услышанной музыки без проникновения в ее эмоциональный контекст. Музицирование этих детей нельзя в подлинном смысле назвать творческим и эстетически значимым.

С этим связана и проблема социокультурной маскировки. При отборе, ориентированном на выявление уровня развития специальных способностей, преимущества получают дети, прошедшие предварительную специальную подготовку по развитию музыкального слуха, навыков владения иностранным языком и т. д., в результате чего одаренные дети, не имевшие специального опыта, могут не пройти конкурса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости включения в систему отбора, помимо диагностики специальных способностей, критериев общего развития психических функций ребенка. Предпочтение должно отдаваться методикам, минимизирующим эффект социокультурных влияний, поэтому вербальные тесты и тесты общей осведомленности вряд ли могут являться средствами диагностики одаренности у шести-семилетних детей, участвующих в конкурсе.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое о педагогике:

Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья
Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практик ...

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Закончилось дошкольное детство. Именно в этот период шло формирование базовых личностных образований. Со вступлением в школьную жизнь у ребенка как бы открывается новая эпоха. Чем различаются для него эти две эпохи? Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с ...

Специфика преподавания сольфеджио в младших классах ДМШ
Данная глава посвящена сопоставительному анализу ряда аспектов преподавания сольфеджио на начальном этапе на основе учебного пособия А. Барабошкиной «Сольфеджио» для 1 и 2 классов ДМШ и учебного пособия «Мы играем, сочиняем и поем» для 1 и 2 классов ДМШ Ж. Металлиди и А. Перцовской. Оба эти пособия ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru