Проблемы одаренных детей

Педагогическая теория » Одаренные дети » Проблемы одаренных детей

Страница 6

И, тем не менее, здоровое зачатие и беременность, охрана душевного покоя матери в период вынашивания, любовь и взаимная доброжелательность в семье, готовность любить ребенка не за то, что он вундеркинд, а за то, что он есть, очень здорово повышают вас шанс стать родителями второго Моцарта.

8. Направления работы с одаренными детьми в сфере образования

Острая практическая потребность в методах отбора одаренных детей для обучения в школах с большим конкурсом среди поступающих, таких, как музыкальные и специализированные языковые, находится в противоречии с нерешенностью ряда проблем, от которых зависит успешность прогноза развития ребенка.

Первая из них касается соотношения общей и специальной одаренности. Эта проблема была четко поставлена еще в 1962 г. Б. Г. Ананьевым, который отмечал тенденцию сведения всей проблемы к изучению специальных способностей, фактически игнорируя явления общей одаренности. Если в психофизиологическом плане при изучении природных предпосылок одаренности: свойств нервной системы и типов взаимодействия сигнальных систем — эта тенденция успешно преодолевается, то в психологическом плане вопрос о соотношении общих и специальных способностей или об общих и специальных критериях развития не только не решается, но даже редко ставится.

Хотя всеми признается, что выдающиеся достижения в любой специальности возможны лишь на основе высокого уровня общего психического развития, парадоксальным образом диагностика музыкальной, художественной и других видов одаренности ведется без учета общих способностей ребенка. Проблема состоит в том, что между общим и специальным развитием нет взаимно-однозначного соответствия, и возможны случаи, когда высоко развитыми специальными способностями маскируется низкий уровень общего развития. Наиболее выразительным примером этого являются описания отдельных детей-имбецилов, обладающих уникальными музыкальными способностями. Такие дети могут отличаться феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом, но их музыкальность сведена к подражательности, к воспроизведению услышанной музыки без проникновения в ее эмоциональный контекст. Музицирование этих детей нельзя в подлинном смысле назвать творческим и эстетически значимым.

С этим связана и проблема социокультурной маскировки. При отборе, ориентированном на выявление уровня развития специальных способностей, преимущества получают дети, прошедшие предварительную специальную подготовку по развитию музыкального слуха, навыков владения иностранным языком и т. д., в результате чего одаренные дети, не имевшие специального опыта, могут не пройти конкурса. Отсюда напрашивается вывод о необходимости включения в систему отбора, помимо диагностики специальных способностей, критериев общего развития психических функций ребенка. Предпочтение должно отдаваться методикам, минимизирующим эффект социокультурных влияний, поэтому вербальные тесты и тесты общей осведомленности вряд ли могут являться средствами диагностики одаренности у шести-семилетних детей, участвующих в конкурсе.

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Другое о педагогике:

Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...

Практическая работа по развитию воли у детей среднего дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Изучение уровня развития воли у детей средней группы с помощью сюжетно-ролевой игры Изучив теоретические вопросы развития воли в сюжетно-ролевой игре у детей среднего дошкольного возраста, мы перешли к экспериментальной работе, которая состоит из 3 последующих этапов эксперимента. а) констатирующий ...

Особенности образования взрослых
Идея образования на протяжении всей жизни не нова. Она зафиксирована в пословицах, выражающих мудрость народов: русского ("Век живи – век учись"), английского ("Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем"), китайского ("Не бойся, что не знаешь – бойся, ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru