Межпредметные связи в курсе начал анализа в старших классах гуманитарного профиля

Страница 2

Гуманитарная ориентация обучения математике создает новый для обучения аспект межпредметных связей – взаимосвязей между обучением математике и языку, как родному, так и иностранному. Нет особой необходимости доказывать важность владения реальным математическим языком для развития логического мышления учащихся – этот тезис общепризнан, но следует заметить, что логика относится не только к математике, но и к языку и мышлению в целом. Грамотный математический язык является свидетельством четкого и организованного мышления и владение этим языком распространяется и на владение естественным языком.

Связи между естественным и математическим языком очевидны, при этом существенное значение имеют две «противоположные» особенности математического языка: его точность и строгость, как искусственного языка, особенно в части терминологии и символики, и определенная неоднозначность, свойственная математическому языку именно как средству коммуникации. В последнем отношении математический язык обладает всеми свойствами естественного языка. Реальному математическому языку свойственны многие особенности естественных языков - метафоричность, зависимость значений символов от контекста. Как и для естественных языков, для математического существенными являются взаимосвязь между синтаксисом и семантикой. В этом плане особенно важны взаимосвязи между изучением всех трех предметов – сопоставление соответствующих явлений в математическом, родном и иностранном языках может способствовать и совершенствованию обучения школьников по всем трем предметам.

Таким образом, важность и возможность осуществления межпредметных связей, казалось бы несовместимых предметов – математики и языков – понятна.

На уроках математики, особенно в старших классах, нужно показывать учащимся, что математика, отражая формы и отношения материального мира, является наукой о математических моделях реальной действительности. Понятия числа, фигуры, функции, производной, интеграла, вектора отражают многообразие процессов реальной действительности и только поэтому применяются для решения прикладных задач и задач других школьных предметов. Преподавая новую теорию, всегда необходимо показывать ученикам применение ее в других дисциплинах. В результате этого учащиеся будут глубже и сознательнее усваивать изученное, лучше ориентироваться в самой математике. Для учащихся огромное значение имеет действительный показ использования математических понятий в других науках. Математика тем и полезна, что ее формулы, методы, алгоритмы могут использовать физики, химики, биологи и представители других наук.

Конечно, желательно реализовывать межпредметные связи на каждом уроке, но когда мы говорим о классах гуманитарного профиля, то наиболее благоприятной формой работы будут элективные курсы.

В 10-11 классах дифференциация образования приобретает систематический характер. Математика входит в число обязательных учебных предметов, однако она может иметь разный удельный вес в общеобразовательной подготовке ученика по времени, отводимого на ее изучение, а также по глубине и охвату рассматриваемого материала.

В соответствии с общими целями обучения математике выделяются разделы, общие для всех профилей обучения: числа, уравнения, функции и их графики, геометрические величины и их измерения, начала теории вероятностей и статистики .

Говоря о содержании любого курса математики, независимо от особенностей школы, можно выделить три основных аспекта: логический, «образный» и технический. Для гуманитарной школы наиболее важен первый из них. Уметь работать с понятиями, строить классификации, отделяя существенные признаки от несущественных, проводить строгие рассуждения – вот главное, чему должен научиться в курсе математики ученик гуманитарного класса. Но математика не только школа логического мышления; это еще и источник образов. Ее образный аспект, безусловно, очень важен для людей с гуманитарными интересами. Уметь видеть разнообразные формы в их пространственном и плоскостном изображении, распознавать конфигурации, представлять себе вид графика функции, зная ее свойства, - все это способствует развитию воображения и эстетического чувства. И речь идет не только о зрительных, геометрических образах. Например, с понятием производной связывается образное представление о скорости протекания процесса, с тождественными преобразованиями - представление о сложности выражения. Технический («вычислительный») аспект математики в гуманитарной школе не играет первостепенной роли. Но ее выпускнику, как всякому современному человеку, придется время от времени производить разнообразные вычислительные операции, не говоря уже о том, что идея числа как одного из основных элементов культуры должна войти в сознание будущего гуманитария.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако многие из педагогов начальной школы если не игнорируют вовсе ее абсолютное право на присутствие в жизни младшего школьника, то относятся к ней с некоторой настороженностью, недоверием, опасением. Одна из главных и распространенных ...

Использование интерактивных технологий в образовательном процессе
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в ВУЗе. Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействие, нахождение в режиме беседы, диалога с кем-либо. В отличие от активных методов, интерактивные ор ...

Дидактическая концепция К.Д. Ушинского как система развивающего обучения
В середине XIX века во главе с К.Д. Ушинским активно всесторонне изучалась и разрабатывалась теория развивающего обучения. Идеи К.Д. Ушинского были развиты его последователями: Н. А. Корф, В. П. Вахтеров, Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, Д.Д. Семенов, Д.И. Тихомиров, В.Я. Стоюнин и другие. Теория разв ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru