Литература и поэзия на уроках в ДШИ

Страница 3

Мы используем межпредметные связи, так как на уроках изучаем оперы, балеты, песни и романсы. Все они пишутся на литературные сюжеты. Например, в русской музыке это оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и многие другие. Я хотела бы остановить свое внимание на опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. И это не случайно. С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки». Впервые на сцене оперного театра пушкинское произведение появилось в 1842 г. Это была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России. Тогда для этого требовалась смелость. В эти годы пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где стали важны и музыка, и поэтическое слово. Пять выдающихся русских композиторов XIX в., классиков музыкального театра, соединили поэзию Пушкина и музыку. Среди них был и П.И. Чайковский.

– Больше узнать об этом человеке поможет вам «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

– Что же известно об истории создания оперы «Евгений Онегин»?

Роман «Евгений Онегин» был назван критикой энциклопедией русской жизни. Чайковский не ставил перед собой столь грандиозной задачи. Его «Онегин» написан в жанре «лирических сцен».

Придерживаясь текста романа, либреттисты позволили себе лишь в некоторых местах вставки собственного сочинения. Например: придумали фамилию мужа Татьяны – Гремин, Шиловский сочинил французский и русский текст куплетов Трике. Вольностью авторов была заключительная сцена: Татьяна падала в объятия Онегина. В таком варианте опера и шла в первый раз. Этим поступком она перечёркивала строки Пушкина «Но я другому отдана и буду век ему верна», имевшие большое значение для характеристики образа героини. Позже Чайковский изменил финал оперы. Вместо слов, прозвучавших на премьере: «О, смерть! Иду искать тебя!» - появилось бессмертное восклицание Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок определяет особую настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. Чайковский любил Татьяну больше других пушкинских героев. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», – признавался композитор.

Какой рисует Татьяну Пушкин? (Поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»).

Какой вы представили Татьяну, слушая музыку Чайковского? Что в её характере подчёркивает автор? (Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну).

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.

Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? (Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину). Каким вы увидели Евгения Онегина, читая пушкинский роман? (Это образованный, умный молодой человек, которому наскучили пустота и праздность светской жизни. Он скучает и в столице, и в провинциальной глуши. Но поступает с героиней достаточно благородно: получив письмо уездной барышни, в разговоре наедине высоко оценивает героиню и рисует себя неспособным на глубокое чувство). Прослушайте арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» из третьей картины, посвящённой объяснению героев в саду. Подумайте, как характеризует героя Чайковский? (Благодаря простой и сдержанной мелодии мы видим равнодушного, спокойного человека).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Самообразование школьников
Основными движущимися силами общественного развития являются противоречия, возникающие в процессе деятельности, направленной на удовлетворение человеческих потребностей. Для превращения возникающих в процессе обучения внутренних противоречий в движущую силу умственного развития школьника необходимо ...

Роль и значение экспериментальных заданий в школьном курсе физики
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает осталь ...

Классификация задач
К настоящему времени накоплено огромное количество задач. Все они различны по сложности, содержанию, способам решения. Возникает проблема их классификации. Такая классификация важна для учителя, т. к. она позволила бы ему избежать односторонности в выборе задач и осуществлять этот выбор на основе д ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru