Литература и поэзия на уроках в ДШИ

Страница 3

Мы используем межпредметные связи, так как на уроках изучаем оперы, балеты, песни и романсы. Все они пишутся на литературные сюжеты. Например, в русской музыке это оперы «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» М. И. Глинки, опера «Князь Игорь» А. П. Бородина, опера «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, опера «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и многие другие. Я хотела бы остановить свое внимание на опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Пушкин и музыка… Эти слова кажутся неразделимыми. Сам поэт не был музыкально одарен, но очень любил музыку. Ему нравились и народные песни, и цыганские романсы. Музыка часто звучит в его произведениях. А многие стихи настолько благозвучны, задушевны, что были положены на музыку и исполнялись и аристократических салонах, и в провинциальных гостиных. И это не случайно. С. В. Рахманинов говорил: «Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки. Они как сестры-близнецы». Ему созвучны слова П.И.Чайковского: «Пушкин силою гениального таланта очень часто вырывается из тесных сфер стихотворчества в бесконечную область музыки». Впервые на сцене оперного театра пушкинское произведение появилось в 1842 г. Это была опера М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Начиная с середины XIX века, к Пушкину обращаются лучшие композиторы России. Тогда для этого требовалась смелость. В эти годы пушкинские произведения легли в основу новой русской оперы, где стали важны и музыка, и поэтическое слово. Пять выдающихся русских композиторов XIX в., классиков музыкального театра, соединили поэзию Пушкина и музыку. Среди них был и П.И. Чайковский.

– Больше узнать об этом человеке поможет вам «Энциклопедия Кирилла и Мефодия». Вот что сообщает она о жизни великого русского композитора.

Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая Дама», которые знают и любят во всем мире.

– Что же известно об истории создания оперы «Евгений Онегин»?

Роман «Евгений Онегин» был назван критикой энциклопедией русской жизни. Чайковский не ставил перед собой столь грандиозной задачи. Его «Онегин» написан в жанре «лирических сцен».

Придерживаясь текста романа, либреттисты позволили себе лишь в некоторых местах вставки собственного сочинения. Например: придумали фамилию мужа Татьяны – Гремин, Шиловский сочинил французский и русский текст куплетов Трике. Вольностью авторов была заключительная сцена: Татьяна падала в объятия Онегина. В таком варианте опера и шла в первый раз. Этим поступком она перечёркивала строки Пушкина «Но я другому отдана и буду век ему верна», имевшие большое значение для характеристики образа героини. Позже Чайковский изменил финал оперы. Вместо слов, прозвучавших на премьере: «О, смерть! Иду искать тебя!» - появилось бессмертное восклицание Онегина: «Позор! Тоска! О, жалкий жребий мой!»

С «Евгением Онегиным» в русскую музыку входит новый тип оперы. Чайковский назвал её «лирическими сценами». Уже сам подзаголовок определяет особую настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство. В основу либретто легли отдельные главы пушкинского романа в стихах. И потому в опере прослеживаются лишь основные сюжетные линии, посвящённые главным героям – Татьяне, Онегину, Ленскому и их ближайшему окружению.

В увертюре к опере звучит музыкальная характеристика Татьяны. Это центральный в опере образ. Чайковский любил Татьяну больше других пушкинских героев. «Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны. Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь и доволен этим», – признавался композитор.

Какой рисует Татьяну Пушкин? (Поэтичной, мечтательной натурой, с богатым внутренним миром, но очень одинокой – «она в семье своей родной казалась девочкой чужой»).

Какой вы представили Татьяну, слушая музыку Чайковского? Что в её характере подчёркивает автор? (Музыка грустная, неторопливая, есть остановки. Чайковский рисует робкую, задумчивую, печальную Татьяну).

Вторая картина оперы целиком посвящена Татьяне, развитию её чувства. Татьяна пишет письмо Онегину.

Как в этом эпизоде показана Татьяна? Как изменилась музыка? (Музыка звучит быстрее, нет прежней плавности минорности. Это помогает передать волнение героини, решившейся на признание в любви. Тревожность музыки передаёт тревогу самой героини, вверяющей свою судьбу, чувства, честь Онегину). Каким вы увидели Евгения Онегина, читая пушкинский роман? (Это образованный, умный молодой человек, которому наскучили пустота и праздность светской жизни. Он скучает и в столице, и в провинциальной глуши. Но поступает с героиней достаточно благородно: получив письмо уездной барышни, в разговоре наедине высоко оценивает героиню и рисует себя неспособным на глубокое чувство). Прослушайте арию Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…» из третьей картины, посвящённой объяснению героев в саду. Подумайте, как характеризует героя Чайковский? (Благодаря простой и сдержанной мелодии мы видим равнодушного, спокойного человека).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Тесты фиксированной длины, компьютерная генерация параллельных вариантов теста
Основные компоненты процесса автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления. Процесс автоматизированной компоновки теста в том случае, когда он происходит заранее и не в адаптивном режиме, включает сборку (генерацию) параллельных вариантов, выбор правила подсчета баллов тестируе ...

Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с ...

Трудности школьной адаптации
Понятие "школьная дезадаптация" стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности затруднения в учебе, конфликты с одноклассника ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru