Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в

Страница 1

Особый интерес состояние педагогической мысли России 20–30-х гг. ХХ века представляет для статуса социального воспитания как научной категории. Многие педагоги этого периода творчески развили концепцию социального воспитания, изучили вопросы подготовки молодежи к жизни, исследовали особенности микросферы ближайшего окружения личности. sub zero appliance repair San Jose

Одним из лидеров новой педагогики в 20-х гг. был П.П. Блонский. Он определял воспитание как преднамеренное организованное длительное воздействие на развитие ребенка. Признавая важную роль биологических факторов, П.П. Блонский вместе с тем подчеркивал значение социальной наследственности, определяемой общественными условиями жизни. Социальное воспитание определялось им как сложный и неоднозначный процесс не только усвоения воспитанником исторически сложившейся человеческой культуры, но и как процесс формирования на этой основе самостоятельной, активной и творческой личности.

Как преднамеренное воздействие одного человека на другого с целью развития биологических или социально полезных природных свойств личности определял воспитание А.П. Пинкевич. Особое значение придавал он влиянию социальной среды – семье, всей окружающей общественной жизни, общественным организациям и учреждениям.

Другой известный в 20-е гг. ученый-педагог М.М. Пистрак в своих работах тех лет выдвигал и отстаивал мысль, что советскому государству нужны люди, ясно и четко представляющие себе задачи нового строительства и готовые активно участвовать в нем. Именно на это должно быть нацелено социальное воспитание.

В.Н. Шульгин выступал за то, чтобы педагогика стала наукой, организующей всю социальную среду человека нового типа. Вместе с другим известным ученым-педагогом М.В. Крупениной он исследовал проблему взаимоотношений школы и окружающего мира. Именно тогда были впервые проведены массовые исследования влияния социальной среды на педагогический процесс, организованные М.В. Крупениной на Станции социального воспитания, созданной на базе Трехгорной мануфактуры, которая объединяла несколько школ, детских садов, клуб, библиотеку.

Естественно, что такие подходы к проблеме педагогики среды вызывали горячие споры. Особенно в ходе развернувшейся в 1928 – 1930 гг. педагогической дискуссии. Большинство ее участников под педагогикой среды понимали совокупность факторов окружающей ребенка среды, стихийно воздействующие на детей. Эти идеи горячо поддерживали, отождествляя воспитание со всем процессом социализации человека, М.В. Крупенина и В.Н. Шульгин. Они считали, что предметом педагогики должно стать изучение процесса социального формирования личности в таких сферах жизни, как производство, быт, искусство, общественная сфера в самом широком их значении. Одно из назначений педагогики, считали они, – организация «всей жизни». Но по оценке своих современников этим они принижали роль школы в воспитании подрастающего поколения и вооружении учащихся систематическими знаниями основ наук, что нашло отражение в пропаганде ими «метода проектов» как универсального, активного метода социального воспитания. Он основывался на использовании среды для выработки мировоззрения детей, их активной деятельности в социуме и влияния на изменение мировоззрения взрослых, на их самостоятельной, наполненной социальным смыслом жизни.

Главным идеологом этого метода являлся В.Н. Шульгин, видевший перспективу превращения школы в открытую социально-педагогическую систему. Система продуманной и методически грамотно обеспеченной работы должна была стимулировать самореализацию личности ребенка. Однако подобные взгляды и методы социального воспитания не нашли поддержки, а социальную педагогику отнесли к буржуазным наукам. Идеи М.В. Крупениной и В.Н. Шульгина были объявлены «антиленинскими».

Теоретическое обоснование социальной функции школы в этот период принадлежит С.Т. Шацкому и А.С. Макаренко.

Значительный вклад в изучение социальной среды детей как фактора их социализации в советской педагогике 20-х гг. XX в. принадлежит Станиславу Теофиловичу Шацкому (1878–1934). Осмысление его педагогического наследия в целом позволяет считать его одним из основоположников социальной педагогики в России. Его педагогический опыт и теоретические поиски – одна из первых ярких попыток расширить предмет педагогической науки за счет обоснования социализирующей роли воспитания и воспитательного значения социализации.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Основные формы и методы организации занятий по моделированию основы женского платья
Метод (methodos) по-гречески — «путь», «способ поведения». Под методом обучения понимается систематически применяемый способ работы преподавателя со студентами, позволяющий студентам развивать свои умственные способности и интересы, овладевать знаниями и умениями, а также использовать их на практик ...

Методические аспекты развития внимания младших школьников на уроках естествознания
Учебный курс «Мир вокруг нас» 1-4 кл. (А.А.Плешаков) является частью системы учебных курсов "Зеленый дом". Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего ...

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде
Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песе ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru