Социально-педагогические идеи 20–30-х гг. ХХ в

Страница 3

Основное выражение проблема взаимосвязи социализации и воспитания получила в «педагогике параллельного действия» А.С.Макаренко. Все ее главные атрибуты «работают» в позиции «параллельного действия»: параллельно взаимодействуют социализация и целенаправленное воспитательное воздействие, коллективистские и индивидуальные мотивы личности, организованная деятельность и свободное общение воспитанников, дисциплина и свобода, требование и уважение как краеугольные принципы коллективного воспитания.

Однако, во взглядах А.С.Макаренко проявилась достаточно типичная для советской педагогики уже в 20-е гг. прошлого века и окрепшая позже позиция: убежденность в возможности создания некоего искусственного социума, который бы аккумулировал новые социальные ценности и отношения, еще далеко не свойственные реальной общественно-экономической жизни. Отсюда представление о том, что детские дома, школы-коммуны, а в 60-е гг. XX в. – школы-интернаты (то есть полный отрыв детей от семьи) – лучшая и самая перспективная форма советского общественного воспитания.

В 1920 г. под Полтавой была открыта колония «для малолетних» им. А.М. Горького, которую возглавил А.С. Макаренко, считавший, что организация нормальной жизни детей является сутью воспитательной работы, при этом он делал ставку на воспитательный коллектив.

Правда, в середине 30-х гг. произошла некоторая эволюция взглядов А.С.Макаренко на проблему взаимодействия воспитания и социальных факторов: он уже приходит к идее союза школы и семьи, к созданию школы как единого организма – педагогического, ученического и родительского коллективов. Кроме того, новую социалистическую семью он рассматривал как особого рода семейный коллектив, который, являясь частью советского общества, органически связан со всеми другими коллективами. Особо следует отметить его идею, которая логически выстраивалась из представления о семье как коллективе: этот естественный фактор социализации, несущий жизненно важные, но невероятно стихийные влияния, следует жестко контролировать и направлять. А.С.Макаренко пишет: « .мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа как представительница государственного воспитания. Школа должна руководить семьей».

Таким образом, проблема взаимосвязи социализации и воспитания в творчестве А.С. Макаренко выглядит весьма неоднозначно. Но бесспорно одно: он вплотную подошел к пониманию главного «нерва» этой взаимосвязи, к «педагогике параллельного действия». Это гениальное открытие А.С. Макаренко еще ждет своей расшифровки и воплощения в контексте современности.

Страницы: 1 2 3 


Другое о педагогике:

Развитие словаря в игровой деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов: 1 этап – диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР. 2 этап – коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с ...

Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономиче ...

Понятие и виды педагогических технологий
Термин «педагогическая технология», зародившийся более трех десятилетий назад. В зарубежной педагогической литературе понятие «педагогическая технология», или «технология обучения», первоначально рассматривали как основной способ повышения эффективности учебного процесса с помощью широкого использо ...

Меню

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru