Литература и поэзия на уроках в ДШИ

Страница 5

Во многих произведениях татарских композиторов используются образы природы, родного края. Это пьесы «Родной земле», «Родная деревня» из во-кально-симфонической поэмы А. Монасыпова, «В ритмах Тукая», цикл фортепианных миниатюр «Летние вечера» Р. Яхина, множество песен С. Сайдашева, Ф. Ахметова, Н. Файзи и других. Здесь можно применить иллюстрации картин И. Репина, И. Левитана, И. Шишкина, а также фотографии с изображениями Казани, Кремля, башни Сююмбике. Творчество Г. Тукая вдохновило многих татарских композиторов. По его произведениям написаны: балет Ф. Яруллина «Шурале» (по поэме- сказке «Шурале»), балет Э. Бакирова «Су анасы» (по поэме «Водяная»), балет Р. Губайдуллина «Кисекбаш» (по сатирической поэме «Сенной базар или новый Кисекбаш»), симфоническая поэма Н. Жиганова «Кырлай» (по поэме- сказке «Шурале»), цикл песен Тукай» 3. Хабибуллина (по детским стихотворениям), мюзикл «Коза и баран» М. Шамсутдиновой. Также самому Тукаю были посвящены: «Марш Тукая» 3. Яруллина, опера «Тукай» Э. Бакирова, симфоническая поэма М. Музаффарова «Памяти Тукая», музыка для струнного квартета Р. Калимуллина «Поэмы Тукая».

Г. Тукая мы считаем народным поэтом. Он очень тонко чувствовал народные мелодии, и тексты его прекрасно соединялись со старинными татарскими напевами, оставаясь в сердцах людей как подлинные народные песни. Народные напевы со стихами Тукая становились популярными и потому, что поэт говорил в своих стихотворениях о том, что близко татарскому народу, что находит отклик в душе каждого человека.

Композитор Алмаз Монасыповвыбрал семь разных по характеру стихотворений Г. Тукая и составил из них вокально-симфоничнскую поэму «В ритмах Тукая». Стихотворение Тукая с музыкой Монасыпова становится обращением с искренним чувством к далекой родной деревне.

Жанр сказки в творчестве Тукая занимает важную роль. Композиторы часто обращались к этому жанру в творчестве поэта. В своих произведениях они создали музыкальные портреты Шурале, Былтыра, Водяной, Кисекбаш.

Образ Шурале часто описывается в музыке. Композитор Ф. Яруллин создал балет - «Шурале» по мотивам поэмы-сказки Г. Тукая «Шурале». Мы вспомнили содержание сказки: в поэме молодой крестьянин назвавший себя Былтыр, сумел перехитрить Шурале, прищемив его длинные пальцы, и спасся. В либретто балета включены персонажи и из других татарских народных сказок - например, образ Сююмбике - девушки-птицы, взято из народной сказки «Аккошлар», а также сцены из жизни татарской деревни. Также мы с учащимися отмечаем, что музыка балета по характеру делится на две различные сферы, характеризующие людей и лесную нечисть. Музыка, сопровождающая реальных персонажей (Былтыра, крестьян, Сююмбике в образе девушки) отличаются естественностью мелодий, она приближается к народным интонационным истокам. Музыкальная характеристика Былтыра отличается песенностью, задушевностью, теплотой. В сказке Тукая образ Былтыра складывается из черт, присущих всем джигитам в татарском фольклоре - это находчивость, смелость, ловкость. А в музыке композитор показал его и с другой стороны, он еще лирический герой, влюбленный человек. Образ Сююмбике - символ красоты и молодости. В балете Сююмбике постепенно из сказочной девушки-птицы превращается в реального человека. Народные сцены отмечаются особенным национальным колоритом, они пронизаны народным духом. Здесь звучат две подлинно фольклорные мелодии «Тафтиляу» в «Танце девушек с платком» и задорный танец мальчишек на народную песню «Тутуруш».

Композитор А. Ключарев написал трехчастную фортепианную пьесу «Шурале». После ее прослушивания мы дали характеристику частям этого произведения. Первая часть характеризует быстрый задорный танец Шурале. Средняя часть звучит медленно, спокойно, представляется лес, природа, свежий воздух, восход солнца. Третья часть снова в быстром темпе.

Э. Бакиров на основе сказки Г. Тукая «Су анасы» создал одноименный балет. Сюжет сказки и либретто отличаются. Сказку Тукая композитор применил только в прологе.

Трудная жизнь и внезапная смерть молодого поэта послужили для композиторов толчком в создании таких выдающихся произведений, как «Марш Тукая» (3. Яруллин), опера «Тукай» (Э. Бакиров), симфоническая поэма «Памяти Тукая» (М. Музаффаров), «Памяти Тукая» для струнного квартета (Р. Калимуллин).

Страницы: 1 2 3 4 5 


Другое о педагогике:

Драматизация как средство обучения английскому языку
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Од ...

Источники формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, в которых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано, она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себя охарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами: кр ...

Сущность процесса профессионального обучения
Процесс обучения - это целенаправленное, последовательно изменяющееся взаимодействие преподавателя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и общего развития. Всестороннее, гармоническое развитие личности предполагает единство ее образованности, воспитанности и общей раз ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru