Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности

Страница 2

Однако для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания. Поэтому учителю важно определить пути и методы стимулирования, знать какие стимулы приветствуются учениками. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся и определить основные пути стимулирования по активизации у них познавательной деятельности.

Первое – это ученики с низким уровнем познавательной активности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного правления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи, эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу. Не приступают к выполнению заданий без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Работая с такими детьми, учитель должен помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно, а поэтому стимулирующий фактор – это обеспечение и поддержание доброжелательных отношений. Основными приемами, помогающими наладить эти отношения, является обращение к ученику только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон. Можно посоветовать: особый подход к освещению учебного материала, разъяснительный характер его преподношения, использование показа, наглядности; постоянное сравнение учебных результатов, минутки психологической разгрузки.

Основная задача работы с такими учениками, создание психологической предпосылки для перехода на более высокий познавательный уровень. У большинства учащихся познавательная активность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Для этих учащихся важную роль играет, как и в первом случае, эмоциональная поддержка и создание интеллектуальной атмосферы, а именно создание ситуаций различного характера: успеха, увлеченности темой; познавательные игры, соревнования, задания с интересным содержанием, использование индивидуальных и групповых форм работы.

Третья группа – это учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. Главное учебное достоинство этих учащихся – стабильность. Однако и у этих учеников есть проблемы. Одни называют их «зубрилками» за усидчивость и прилежание. Другим кажется, что детям с активным отношением к познавательной деятельности учеба даётся легко. Такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточиться, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Вот в этих случаях мы и теряем учеников занимающихся на «отлично» и «хорошо». Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема стимулирования познавательной деятельности таких учащихся велика, достаточно актуальна.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Инновационные деловые игры
Профессиональное становление личности обучающегося в образовательном процессе рассматривается как становление личностных качеств будущих специалистов в единстве с усвоением профессиональных знаний, умений, навыков. Согласно современным подходам – формирование профессиональных компетенций. Деловая и ...

Состояние и развитие проблемы конструктивной деятельности у дошкольников в теории и практике
Детство – этап в жизни человека, предшествующий взрослости. Он характеризуется интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций. Согласно теории возрастной периодизации, разработанной в середине 20 века А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, дошкольное детство охв ...

Развитие речи в онтогенезе
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и зависит от нормального речевого окружения, воспитания и обучения, которые закладываются с момента его рождения. Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка, являясь одним из главных показателей ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru