Пути и методы стимулирования активности в учебной деятельности

Страница 2

Однако для учащихся характерна разная степень или интенсивность познания. Поэтому учителю важно определить пути и методы стимулирования, знать какие стимулы приветствуются учениками. Попробуем проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся и определить основные пути стимулирования по активизации у них познавательной деятельности.

Первое – это ученики с низким уровнем познавательной активности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного правления со стороны учителя. При восприятии учебной задачи, эти учащиеся не проявляют заинтересованности, готовности включиться в работу. Не приступают к выполнению заданий без подсказки или напоминания учителя, одноклассников; обычно оказываются не в состоянии решить предложенную учебную задачу и даже не пытаются искать собственное решение. Работая с такими детьми, учитель должен помнить о том, что они медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно, а поэтому стимулирующий фактор – это обеспечение и поддержание доброжелательных отношений. Основными приемами, помогающими наладить эти отношения, является обращение к ученику только по имени, похвала, одобрение, ласковый тон. Можно посоветовать: особый подход к освещению учебного материала, разъяснительный характер его преподношения, использование показа, наглядности; постоянное сравнение учебных результатов, минутки психологической разгрузки.

Основная задача работы с такими учениками, создание психологической предпосылки для перехода на более высокий познавательный уровень. У большинства учащихся познавательная активность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приемами преподавания. Включение их в деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляется волевыми и интеллектуальными усилиями. Для этих учащихся важную роль играет, как и в первом случае, эмоциональная поддержка и создание интеллектуальной атмосферы, а именно создание ситуаций различного характера: успеха, увлеченности темой; познавательные игры, соревнования, задания с интересным содержанием, использование индивидуальных и групповых форм работы.

Третья группа – это учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель. Они достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают преимущественно самостоятельно. Главное учебное достоинство этих учащихся – стабильность. Однако и у этих учеников есть проблемы. Одни называют их «зубрилками» за усидчивость и прилежание. Другим кажется, что детям с активным отношением к познавательной деятельности учеба даётся легко. Такая кажущаяся легкость – результат более ранних усилий ученика, его умение сосредоточиться, внимательно знакомиться с условиями задания, актуализировать имеющиеся знания, выбирать наиболее удачный вариант. Эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Вот в этих случаях мы и теряем учеников занимающихся на «отлично» и «хорошо». Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Вот почему проблема стимулирования познавательной деятельности таких учащихся велика, достаточно актуальна.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Особенности процесса обучения в зарубежной педагогике
Нововведения в содержание обучения связываются с потребностями экономики и будущей трудовой деятельностью. При составлении ряда программ в США и Канаде обычно выделяется «ядро курсов», которое может служить основой для дальнейшего обучения и нравственного формирования человека, причем «ядра» преемс ...

Изучение музыкальной грамоты
Выполнение письменных заданий по музыкальной грамоте . Музыкальная грамота подразумевает умение записывать нотные тексты и воспроизводить их, а также владение основными музыкальными терминами. В сферу знаний и умений по данной теме входят умение записывать и воспроизводить нотные тексты в различных ...

Словесно-жестовый билингвизм - хорошо это или плохо
На этот вопрос в 1930 г. Л.С. Выготский, выдающийся психолог и один из основоположников отечественной дефектологии, ответил так: «Психологические исследования, экспериментальные и клинические, согласно показывают, что полиглоссия, т. е. владение различными формами речи, при настоящем состоянии сурд ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru