Психологи и педагоги прошлого и настоящего по - разному пытались и пытаются ответить на извечный вопрос: как сделать, чтобы ребенок хотел учиться, как стимулировать познавательную активность ученика?
Что значит стимулировать познавательную активность ученика? Что такое стимулирование? Как педагогическое явление, познавательная активность – это двусторонний взаимосвязанный процесс; с одной стороны, это форма самоорганизации и самореализации учащегося; с другой результат особых усилий педагога в организации познавательной деятельности учащегося. При этом нельзя забывать о том, что конечный результат усилий педагога заключается в переводе специально организованной активности ученика в его собственную. В силах учителя помочь ученику активизировать его познавательную деятельность, способствовать повышению качества знаний. Однако, следует отметить, что начиная с пятого класса и далее понижается познавательная активность учащихся, снижается количество учеников обучающихся на «отлично» и «хорошо», особенно к 7 классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резерв для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Одной из главных причин понижения успехов в учебе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха. Анкетирование учителей показывает, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребенку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося. sub zero appliance repair San Jose
Толковый словарь Ожегова дает следующее определение стимулирования. Стимулирование – это внешнее воздействие, побуждающее активность личности, оказывающее определенное влияние на мотивацию ученика. Какие же источники, пути и методы внешнего воздействия необходимо использовать на уроке.
Источники познавательных процессов включают в себя три направления. Первое – это содержание учебного материала, путями реализации которого являются: - реализация принципа новизны материала;- использование элементов историзма;- открытие нового в известном;- показ достижений современной науки;- обоснование практической значимости знаний;- использование элементов внимательности.
Пути реализации второго источника стимулирования познавательного процесса – отношения учителя с учащимися:
- обеспечение и поддержание доброжелательных отношений;
- проявление педагогического оптимизма;- обеспечение поддержки начинаний учителя учениками;- организация соревнований на лучшие творческие работы.
Третий источник стимулирования познавательных процессов – характер и уровень учебно-познавательной деятельности. Какие пути реализации отвечают третьему источнику? Это:- многообразие самостоятельной работы школьников;- проблемное изложение знаний;- организация исследовательской работы;- решение творческих задач;- усиление практической направленности. Источники и пути стимулирования неразрывно связаны с методами стимулирования учащихся. Методы стимулирования подразделяются на 3 группы:
1. содержательные – посредством содержания;
2. организационные – посредством организации деятельности;
3. социально-психологические – посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания.
Другое о педагогике:
Анализ работ психологов по вопросу физиологических особенностей детей 4 – 5
лет
А.В. Петровский считал, что факт принадлежности к человеческому роду фиксируется в понятии индивид. Индивидом можно называть взрослого человека, идиота и младенца. Однако только первый из них является личностью, т.е. социальным существом, включённым в общественные отношения и являющимся деятелем об ...
Место и роль курса «Моделирование одежды» в системе подготовки учителя
технологии
Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и её упр ...
Понятие и виды самооценки
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведен ...