Требования к отбору дидактических игр

Страница 1

К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований:

целенаправленность применения;

непродолжительность проведения (5-7 мин);

эмоциональность;

близость по тематике детскому кругозору;

разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные);

подчинённость учебно-воспитательной работе урока;

неразрывная связь игры с другими методами обучения.

Необходимость в игре при организации учебной работы с детьми объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волей регуляции восприятия, памяти, внимания, несформированностью учебной деятельности.

На уроке дидактическая игра применяется при изучении нового материала; для активизации усвоения материала; для выработки умений и навыков, формирования автоматизма в применении правил; для активизации внимания в процессе урока; для снятия интеллектуального напряжения, утомления, вызванного трудной для учеников умственной работой; для диагностики результативности обучения, усвоения программных знаний; для развития познавательной активности, поддержания интереса к процессу овладения знаниями; для формирования психических качеств (внимания, наблюдательности, сообразительности, памяти, быстроты реакций, активности и подвижности мыслительных процессов и др.), обеспечивающих успешность в овладении знаниями; для внесения разнообразия в учебную работу; для решения определённых задач воспитательной работы, проводимой в процессе обучения на уроках. Примером игры, которая может использоваться практически во всех указанных аспектах (за исключением последнего), является игра "Светофорчик".

При многих положительных качествах игра в обучении детей не может полностью вытеснить строго регламентируемую учебную деятельность, так как обучение в дидактической игре специфично: игра менее универсальна, чем учебное занятие; она имеет меньше возможностей для усвоения новых знаний; не все программные знания могут усваиваться через игру; облегчая процесс учения, игра не дает возможности упражнять школьников в тех психических и физических усилиях, которые необходимы для учебного труда. Так же, как и другие методы обучения, игра применяется тогда, когда именно она может дать наилучшие результаты в усвоении детьми учебного материала.

Во внеурочной работе дидактические игры несут функцию общего развития школьников, упражнения памяти, формирования подвижности, расширения кругозора, закрепления программных знаний, отработки навыков и умений.

Во внеурочное время проводятся дидактические игры, знакомые детям и новые. При проведении дидактических игр во внеурочной работе соблюдаются условия: связь игры со знаниями, полученными на уроках и в личном жизненном опыте детей; обеспечение игрового процесса необходимыми материалами; хорошее знание педагогом каждой игры, её содержания и влияния; последовательность, систематичность и планомерность проведения игр со всей внеурочной воспитательной работой.

При проведении дидактической игры на уроке руководящая роль отводится учителю. Он предлагает конкретную игру, знакомит детей с её содержанием, заготавливает дидактический материал, распределяет роли, часто сам бывает ведущим, следит за ходом игры, активизирует её течение, оценивает результаты. Активность детей проявляется в пределах выполняемых ими игровых действий.

Во внеурочное время дети выбирают игры сами, и педагог косвенным путём влияет на их выбор, например, предлагает новую, красочно оформленную игру, к известным детям играм привлекает внимание изменением условий (незнакомый вариант, дополнительное правило, изменение количества участников, смена ведущего), побуждает желание поиграть в какую-то игру своим интересом к ней.

При ознакомлении с новой игрой детям сообщается её содержание, количество участников, их роль в игре, назначение игрового материала и способы его использования, последовательность игровых действий, содержание правил игры, роль ведущего выполняет воспитатель или тот ребёнок, который её знает. Ознакомление с игрой - это I этап овладения игрой. На этом этапе воспитатель активно проявляет свою руководящую роль.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Разработка практическое занятия по теме "Ощущение и восприятие" с использованием интерактивных технологий
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. "Игра - это огромное светлое окно, чер ...

Игры с условной ситуацией для развития связной речи учащихся
Мы учимся вместе, друзья! Цель игры. Помочь учащимся скорее познакомиться с другом. Воспитывать у них доброжелательность, внимание к товарищам. Материал для проведения игры. Мяч среднего размера. Ход игры. Все ученики становятся в круг, учитель с мячом находится внутри круга. Он бросает мяч кому-ли ...

Анализ современных образовательных программ и особенности построения среды в зависимости от образовательных целей
Детские сады обладают разными возможностями обеспечения детей материалами. Создавая среду обитания ребенка, воспитатель решает много творческих задач. Он становится дизайнером, декоратором, кукольником, портным, художником, конструктором, психологом, мастеровым и т.д. Организованная предметная сред ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru