К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований:
целенаправленность применения;
непродолжительность проведения (5-7 мин);
эмоциональность;
близость по тематике детскому кругозору;
разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные);
подчинённость учебно-воспитательной работе урока;
неразрывная связь игры с другими методами обучения.
Необходимость в игре при организации учебной работы с детьми объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волей регуляции восприятия, памяти, внимания, несформированностью учебной деятельности.
На уроке дидактическая игра применяется при изучении нового материала; для активизации усвоения материала; для выработки умений и навыков, формирования автоматизма в применении правил; для активизации внимания в процессе урока; для снятия интеллектуального напряжения, утомления, вызванного трудной для учеников умственной работой; для диагностики результативности обучения, усвоения программных знаний; для развития познавательной активности, поддержания интереса к процессу овладения знаниями; для формирования психических качеств (внимания, наблюдательности, сообразительности, памяти, быстроты реакций, активности и подвижности мыслительных процессов и др.), обеспечивающих успешность в овладении знаниями; для внесения разнообразия в учебную работу; для решения определённых задач воспитательной работы, проводимой в процессе обучения на уроках. Примером игры, которая может использоваться практически во всех указанных аспектах (за исключением последнего), является игра "Светофорчик".
При многих положительных качествах игра в обучении детей не может полностью вытеснить строго регламентируемую учебную деятельность, так как обучение в дидактической игре специфично: игра менее универсальна, чем учебное занятие; она имеет меньше возможностей для усвоения новых знаний; не все программные знания могут усваиваться через игру; облегчая процесс учения, игра не дает возможности упражнять школьников в тех психических и физических усилиях, которые необходимы для учебного труда. Так же, как и другие методы обучения, игра применяется тогда, когда именно она может дать наилучшие результаты в усвоении детьми учебного материала.
Во внеурочной работе дидактические игры несут функцию общего развития школьников, упражнения памяти, формирования подвижности, расширения кругозора, закрепления программных знаний, отработки навыков и умений.
Во внеурочное время проводятся дидактические игры, знакомые детям и новые. При проведении дидактических игр во внеурочной работе соблюдаются условия: связь игры со знаниями, полученными на уроках и в личном жизненном опыте детей; обеспечение игрового процесса необходимыми материалами; хорошее знание педагогом каждой игры, её содержания и влияния; последовательность, систематичность и планомерность проведения игр со всей внеурочной воспитательной работой.
При проведении дидактической игры на уроке руководящая роль отводится учителю. Он предлагает конкретную игру, знакомит детей с её содержанием, заготавливает дидактический материал, распределяет роли, часто сам бывает ведущим, следит за ходом игры, активизирует её течение, оценивает результаты. Активность детей проявляется в пределах выполняемых ими игровых действий.
Во внеурочное время дети выбирают игры сами, и педагог косвенным путём влияет на их выбор, например, предлагает новую, красочно оформленную игру, к известным детям играм привлекает внимание изменением условий (незнакомый вариант, дополнительное правило, изменение количества участников, смена ведущего), побуждает желание поиграть в какую-то игру своим интересом к ней.
При ознакомлении с новой игрой детям сообщается её содержание, количество участников, их роль в игре, назначение игрового материала и способы его использования, последовательность игровых действий, содержание правил игры, роль ведущего выполняет воспитатель или тот ребёнок, который её знает. Ознакомление с игрой - это I этап овладения игрой. На этом этапе воспитатель активно проявляет свою руководящую роль.
Другое о педагогике:
Структура адаптивной модели
В основу реализации задач “Школа-детский сад” положено ступенчатое построение системы образования. I ступень: Дошкольное образование в детском саду (дети от 4 до 5 лет); школа раннего развития (дети, проживающие на закрепленном микроучастке, не посещающие детский сад, от 4 до 5 лет). II ступень: На ...
Технология модульного обучения
Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, интегрируя в себе все то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике нашего времени. Наиболее полно основы модульного обучения разработаны и изложены в монографии П.Ю. Цявичене. Сущность модульного обучения сос ...
Функции системы дополнительного образования детей
в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в сре ...