Требования к отбору дидактических игр

Страница 1

К отбору дидактических игр, используемых в процессе обучения детей на уроках, предъявляется ряд требований:

целенаправленность применения;

непродолжительность проведения (5-7 мин);

эмоциональность;

близость по тематике детскому кругозору;

разнообразие по формам организации учащихся (индивидуальные, групповые, коллективные);

подчинённость учебно-воспитательной работе урока;

неразрывная связь игры с другими методами обучения.

Необходимость в игре при организации учебной работы с детьми объясняется их возрастными особенностями, низким уровнем волей регуляции восприятия, памяти, внимания, несформированностью учебной деятельности.

На уроке дидактическая игра применяется при изучении нового материала; для активизации усвоения материала; для выработки умений и навыков, формирования автоматизма в применении правил; для активизации внимания в процессе урока; для снятия интеллектуального напряжения, утомления, вызванного трудной для учеников умственной работой; для диагностики результативности обучения, усвоения программных знаний; для развития познавательной активности, поддержания интереса к процессу овладения знаниями; для формирования психических качеств (внимания, наблюдательности, сообразительности, памяти, быстроты реакций, активности и подвижности мыслительных процессов и др.), обеспечивающих успешность в овладении знаниями; для внесения разнообразия в учебную работу; для решения определённых задач воспитательной работы, проводимой в процессе обучения на уроках. Примером игры, которая может использоваться практически во всех указанных аспектах (за исключением последнего), является игра "Светофорчик".

При многих положительных качествах игра в обучении детей не может полностью вытеснить строго регламентируемую учебную деятельность, так как обучение в дидактической игре специфично: игра менее универсальна, чем учебное занятие; она имеет меньше возможностей для усвоения новых знаний; не все программные знания могут усваиваться через игру; облегчая процесс учения, игра не дает возможности упражнять школьников в тех психических и физических усилиях, которые необходимы для учебного труда. Так же, как и другие методы обучения, игра применяется тогда, когда именно она может дать наилучшие результаты в усвоении детьми учебного материала.

Во внеурочной работе дидактические игры несут функцию общего развития школьников, упражнения памяти, формирования подвижности, расширения кругозора, закрепления программных знаний, отработки навыков и умений.

Во внеурочное время проводятся дидактические игры, знакомые детям и новые. При проведении дидактических игр во внеурочной работе соблюдаются условия: связь игры со знаниями, полученными на уроках и в личном жизненном опыте детей; обеспечение игрового процесса необходимыми материалами; хорошее знание педагогом каждой игры, её содержания и влияния; последовательность, систематичность и планомерность проведения игр со всей внеурочной воспитательной работой.

При проведении дидактической игры на уроке руководящая роль отводится учителю. Он предлагает конкретную игру, знакомит детей с её содержанием, заготавливает дидактический материал, распределяет роли, часто сам бывает ведущим, следит за ходом игры, активизирует её течение, оценивает результаты. Активность детей проявляется в пределах выполняемых ими игровых действий.

Во внеурочное время дети выбирают игры сами, и педагог косвенным путём влияет на их выбор, например, предлагает новую, красочно оформленную игру, к известным детям играм привлекает внимание изменением условий (незнакомый вариант, дополнительное правило, изменение количества участников, смена ведущего), побуждает желание поиграть в какую-то игру своим интересом к ней.

При ознакомлении с новой игрой детям сообщается её содержание, количество участников, их роль в игре, назначение игрового материала и способы его использования, последовательность игровых действий, содержание правил игры, роль ведущего выполняет воспитатель или тот ребёнок, который её знает. Ознакомление с игрой - это I этап овладения игрой. На этом этапе воспитатель активно проявляет свою руководящую роль.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Понятия, структура, классификация проектной деятельности
Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году. Подходы к ...

Организация и формы самостоятельной работы
Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в аудитории и вне ее в ходе всех видов учебной деятельности. Простейший путь - у ...

Разработка занятия по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
Актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия; Понимание отличий и взаимосвязей между процессами ощущения и восприятия; Формирование представлений о ведущем канале восприятия; Формирование умений определять и эффективно использовать свой ведущий канал восприятия; ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru