Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Педагогическая теория » Особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью » Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают информацию об их свойствах: тяжелые, легкие, гладкие и шероховатые, твердые, хрупкие и мягкие, пластичные и т. д.

Однако смысл сенсорного опыта для человека заключается в том, что он дает представление не просто о свойствах и качествах окружающих предметов, но и о значении этих свойств. Умение различать цвет плода важно не само по себе, а потому, что позволяет судить о его зрелости и съедобности; в ткань или мех можно завернуться и согреться, а в стекло нельзя, - и заключение об этом мы делаем потому, что понимаем значение их внешне воспринимаемых свойств; а это понимание достигается не путем заучивания, а практикой. Чувственный опыт, который добывается непосредственно в практической преобразующей деятельности, когда дошкольник должен учитывать в каждом действии свойства материалов, более ценен.

Формирование сенсорного опыта происходит более успешно в тех случаях, когда ребенку приходится практически использовать чувственно воспринимаемые качества предметов и материалов для решения конкретных задач. В таком случае восприятие заметно активизируется.

Задача, которую ребенку предстоит решить практически подсказывает ему, на какие именно особенности объекта, на какие свойства материала следует в данном случае обратить внимание.

Педагоги и психологи отмечают в предметно-практической деятельности еще одно важное обстоятельство: оперируя предметами, человек может нагляднее «увидеть» многие абстрактные связи и понятия. Не только дети, но и взрослые часто прибегают к этому способу: то, что с трудом решается «в уме», мы стремимся по возможности смоделировать на предметах.

Смысл этих действий состоит в том, что человек просто использует объективно существующую закономерность: мыслительная деятельность облегчается, если она сопровождается моторной, практической деятельностью.

Причем на начальных этапах познания моторная, предметно-манипулятивная деятельность является преобладающей. Постепенно какая-то часть действий (то, что стало более известным и понятным) уходит из практической области, совершается в уме, но в наиболее затруднительных случаях может вновь возникнуть необходимость в практике. Таким образом, сугубо интеллектуальные задачи с помощью предметно-практических действий становятся более доступными, легко решаемыми. С другой стороны, подключение практической деятельности позволяет значительно повысить степень сложности заданий, предлагаемых учащимся, и тем самым активизировать их умственное развитие.

Тем не менее, ручной труд содержит организацию целостного процесса, включающего не только постановку теоретической задачи и ее решение манипулятивным путем, но и обстоятельное, подробное воплощение в материале. А между тем, как уже говорилось, именно эта практическая часть работы в большинстве случаев позволяет выявить и исправить многие существенные недочеты умственной деятельности. Недостаточно полное восприятие, неправильный анализ дадут о себе знать затруднениями в практической работе и заставят ребенка вновь и вновь рассматривать, рассуждать, сравнивать.

Какой вывод из всего этого следует? Занятия ручным трудом, с их уникальными образовательными и развивающими возможностями, просто необходимы дошкольникам с интеллектуальной недостаточностью.


Другое о педагогике:

Организация внеаудиторной самостоятельной работы студентов
Приступая к изучению конкретной дисциплины, студент должен внимательно ознакомиться с методическими рекомендациями студенту по освоению учебной дисциплины, требованиями программы по данному курсу. Методическими материалами, направляющими самостоятельную работу студентов являются: сборники основной ...

Социальное воспитание в работах В.В. Зеньковского
Будучи профессором философии Киевского университета в 1918 году В.В.Зеньковский написал работу «Социальное воспитание, его задачи и пути». В ней он обозначает цели и задачи социального воспитания в изменившихся условиях государственной и общественной жизни. Зеньковский утверждает, что человек никог ...

Оценка результатов и ожидаемые эффекты проекта
Основным критерием эффективности проекта является переход 80% ОУ и РОУ региона на новые самостоятельно разработанные модели (внутри)школьного управления, а также сохранение в основном положительного отношения к реформе в среде целевых групп и более широкого сообщества региона как на протяжении хода ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru