Особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Педагогическая теория » Особенности трудовой деятельности младших школьников с интеллектуальной недостаточностью

Исследованиями лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АП СССР было установлено, что в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук у ребенка начинает активизироваться деятельность участка коры головного мозга.

Развитие этого центра мозга стимулирует соседние, участки. Любопытно, что одним из таких важных «соседей» подвергающихся положительному влиянию является речевой центр. В последствии, в результате совершенствования речи ребенка интенсивно развивается мышление, так как оба этих психических процесса находятся в тесной взаимосвязи. Таким образом, простые упражнения по совершенствованию мелкой моторики рук способствуют активизации мышления, речи, а с ними и всех интеллектуальных процессов.

У детей при ряде интеллектуальных нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении.

Такие авторы, как Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Н.И. Кузьмина описывают отдельные приемы по развитию моторики у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Е.М. Мастюкова, М.И. Ипполитова и Л.А. Данилова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей с церебральным параличом.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М.Кольцова).

Так, на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев руки оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).

Проблематика работы состоит в том, что все родители хотят, чтобы их дети успешно учились в школе. Это возможно, если при подготовке к школе обратить внимание на развитие ребенка и суметь развить у него интеллектуальные способности, речь, познавательную активность, мелкую моторику (движения мелких мышц кистей рук) и все то, что включает в себя понятие "физическая, интеллектуальная и психологическая готовность к обучению в школе". И делать это целесообразно в дошкольном возрасте.

Степень разработанности темы достаточно высокая, что видно из списка литературы. Мелкую моторику исследовали: М.И. Кольцова, Е.И. Исенина, А.В. Антакова-Фомина и другие. О ручном труде мы можем прочитать у: Парамонова Л.А., Куцакова Л. В., Кошелев В.М., Конышева Н.М. и других.


Другое о педагогике:

Методы исследования детей группы риска в предшкольный период
Психолого-педагогическое диагностирование детей группы риска в предшкольный период представлено Г.Ф. Кумариной, разработанное в лаборатории коррекционной педагогики научно-исследовательского института теории и истории педагогики АПН России. Методика предназначена прежде всего тем работникам дошколь ...

Сущность эстетического потенциала детей
Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможн ...

Структурность современного мирового образовательного пространства
Мировое образование полиструктурно: для него характерны пространственная (территориальная) и организационная структуры. Полиструктурность мирового образования позволяет осуществить анализ метаблоков, макрорегионов и состояния образования в отдельных странах. В мире выделяют типы регионов по признак ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru