Впервые употребил слово «проект» в 1908 году заведующий отделом воспитания сельхозшкол Д. Снезден в сельскохозяйственном обучении. С помощью проектов предлагалось связать работу школ с потребностями сельскохозяйственного производства. Бюро воспитания узаконило термин «проект» в 1911 году.
Подходы к пониманию сущности этого метода в отечественной и зарубежной педагогике были несколько разными.
Русские ученые связывали методы обучения (в том числе и проектный метод) прежде всего с проблемой развития личности, подготовкой её к жизни и труду.
В отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство:
· всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев);
· развития творческих способностей (П.П. Блонский);
· развития самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий);
· подготовки воспитанников к профессиональной деятельности (А.С. Макаренко);
· слияния теории и практики в обучении (Е.Г. Каганов, М.В. Крупенина, В.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин).
В настоящее время в связи с обновлением отечественного образования, внедрением образовательной области «Технология», метод творческих проектов находит всё большее распространение в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях России.
Проведённый анализ позволяет нам определить творческую проектную деятельность школьников как интегративный вид деятельности по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной и имеющих личную или общественную значимость.
Проектная деятельность, как любая другая, имеет определённую структуру, которая включает в себя цель, мотивы, функции, содержание, внутренние и внешние условия, результат.
Целью
проектной деятельности школьников является создание продукта (услуги), обладающего субъективной или объективной новизной и имеющего личностную или социальную значимость.
В качестве мотивов
проектной деятельности выступают социальные и личностные потребности в материальных и духовных ценностях.
Проектная деятельность выполняет созидательную, преобразовательную, исследовательскую, креативную, отражательную, технологическую функции
.
Содержание
проектной деятельности составляет проведение исследовательских подготовительных операций, практическое изготовление изделия, оценку и защиту объекта деятельности.
Психологическая структура проектной деятельности представляет собой взаимосвязь внутренних и внешних условий
на основе психологических механизмов итериоризации (усвоения способов преобразования) и экстериоризации (порождение внешних действий)
Результатом
проектной деятельности является определённый продукт (услуга) и развитие личности ребёнка.
Наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются как правило, в ходе внеклассной деятельности это относится:
– к проектам, выполняемым в ходе проектной недели;
– к среднесрочным ролевым и исследовательским проектам, предполагающим полевой (выездной) этап;
– к продолжительным (годичным) проектам, носящим, как правило, исследовательский характер.
Проект как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей:
– Практико-ориентированный проект –
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
– Исследовательский –
по структуре напоминает подлинно научное исследование. Включает обоснование актуальности выбранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.
Другое о педагогике:
Техническая подготовка: сущность, задачи, методы и средства
При повышении уровня силовых и скоростных качеств, структура движений футболиста при взаимодействии с мячом может значительно измениться, поэтому необходимо параллельно развитию двигательных качеств осваивать технические элементы. Развитие физических качеств и освоение техники - два тесно взаимосвя ...
Игры и упражнения, применяемые для развития словаря
детей
Игра - основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте, играя, он познает мир, людей, играя, ребенок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих дидактических игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребенка. Прежде че ...
Тесты фиксированной длины, компьютерная генерация параллельных вариантов
теста
Основные компоненты процесса автоматизированной компоновки теста для компьютерного предъявления. Процесс автоматизированной компоновки теста в том случае, когда он происходит заранее и не в адаптивном режиме, включает сборку (генерацию) параллельных вариантов, выбор правила подсчета баллов тестируе ...