Образование деривата - синонима для непроизводного слова

Педагогическая теория » Словообразование в детской речи » Образование деривата - синонима для непроизводного слова

Страница 2

Скакада - трамплин

По мнению ребёнка, с трамплина нужно "скакать" или "соскакивать" в воду, поэтому непроизводное слово трамплин в его речи заменяется суффиксальным дериватом скакада, образованным от глагола скакать. Перед нами окказиональное новообразование, поскольку данный тип в (далее - РГ-80) не встречается.

Уколина - щетина

Если рассматривать данный дериват как отглагольное образование (уколина - "то, что может уколоть”), его следует признать окказиональным неологизмом, т.к. в РГ-80 подобные слова называют "предмет, являющийся результатом или объектом действия, названного мотивирующим словом: царапина, трещина" , но не инструмент действия. Если же при образовании слова основной задачей ребёнка было обозначить "единичный предмет, принадлежащий к массе вещества или совокупности однородных предметов", мы имеем право говорить о потенциальном неологизме, который можно включить в многочисленную группу модификационных дериватов (ср. горох - горошина, солома - соломина и под.).

Пульник - обойма

В РГ-80 зафиксирован словообразовательный тип со значением "предмет, характеризующийся отношением к предмету, явлению, названному мотивирующим словом", единицы которого, образованные при помощи суффикса - ник-, могут "обозначать вместилище: чайник, кофейник" .

Поскольку для ребёнка пульник (обойма) - "место, где находятся пули”, он, по аналогии со словами чайник, кофейник и под., образует неологизм, который для языка является единицей, не нарушающей законы словообразовательной системы.

Налипки - репей

Как говорилось выше, ребёнок стремится к мотивированию структуры слова и в названии предмета отмечает функцию, свойственную этому предмету. Ребёнок видит, что семена репейника "налипают на одежду”, поэтому и появляется новая номинация - налипки. Мы можем признать это новообразование потенциальным, так как в РГ-80 единицы данного типа называют "предмет, характеризующийся действием, названным мотивирующим словом" .

Мазука - крем

Слово крем для ребёнка (и для языка) является немотивированным. Поскольку крем - "то, чем мажут”, в качестве производящей единицы используется глагол мазать, а для выражения значения предмета употребляется уникальная для русского языка морфема - ук-. Можно было бы говорить о появлении нового словообразовательного типа, но здесь, на наш взгляд, наблюдается аналогия с "фонетически близкими" словами стряпуха, крякуха, образованными при помощи суффикса - ух - и выражающими, как и анализируемый неологизм, значение "предмет, производящий действие".

Наподушник - наволочка

В отмечено, что существительные с префиксом на - и суффиксом - ник - называют "предмет, находящийся или предназначенный находиться на поверхности того, что названо мотивирующим словом: намордник, наколенник, наглазник, нагрудник". Зная о существовании подобных слов, ребёнок подсознательно включает в выделенную группу единицы со схожей семантикой и изменяет членение слов, выделяя префикс и суффикс. Поэтому то, что находится на "поверхности подушки”, и именуется наподушником (но не наволочкой).

Рисователь - художник

Значение непроизводного слова художник в трактуется как "тот, кто занимается чем-либо с большим художественным вкусом". Значение слова не подразумевает конкретного действия, ребёнок же его выделяет - рисовать, т.к. для него основным при номинации является ориентация на действие, и создает суффиксальную единицу рисователь - "тот, кто рисует что-либо” (ср. узуальные единицы писатель, строитель и под.).

Страницы: 1 2 


Другое о педагогике:

Основные принципы системы образования в адаптивной модели
Все принципы образования адаптивной модели школы направлены на обеспечение социально-педагогических условий развития социоэкологической образовательной системы, на обеспечение ее полноценной жизнедеятельности. Все принципы взаимосвязаны и дополняют друг друга. 1.Гуманизация образования означает, чт ...

Игры и тренинги
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических и тренингах. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметам ...

Экспериментальная микропрограмма по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
При реализации задач экономического воспитания, пишет Короткова Н.А., мы выделяем три блока или три направления работы с детьми. I. Прежде всего, дать детям знания о труде и обо всем, что с ним связано, согласно "Программе воспитания и обучения в детском саду". Реализация задач экономичес ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru