Что такое метод проектов

Страница 3

5.Определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом.

6.Структурирование содержательной части проекта (с указанием по­этапных результатов).

7.Использование исследовательских методов :

• определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов иссле­дования;

• оформление конечных результатов;

• анализ полученных данных;

• подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круг­лого стола", статистических методов, творческих отчетов, про­смотров, т.д.).

Последнее особенно важно, так как относится как бы к технологии проектных методов. Не владея достаточно свободно исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, умением вести статистику, обрабаты­вать данные, не владея определенными методами различных видов творче­ской деятельности, трудно говорить о возможности успешной организации проектной деятельности учащихся. Это как бы предварительное условие ус­пешной работы по методу проектов. Кроме того, необходимо владеть и тех­нологией самого проектного метода.

Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследова­тельских проектов - организация этой деятельности, а особенно - подготови­тельный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выде­лить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым по­требует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и форми­рования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по сте­пени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь воз­можность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной дея­тельности.

Четкость организации проектирования определяется четкостью и кон­кретностью постановки цели, выделением планируемых результатов, конста­тацией исходных данных. Весьма эффективно применение небольших мето­дических рекомендаций или инструкций, где указываются необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к ка­честву проекта, формы и методы количественной и качественной оценки результатов. Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами орга­нов образования в рамках утвержденных программ. В других, выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В треть­их, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Та­ким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

При применении метода проектов для решения разнообразных задач с использованием компьютера можно выделить 6 основных этапов, которые представлены в таблице 1.

Этапы выполнения проекта

Таблица 1

Этап

Задача

Деятельность уча­щихся

Деятельность

учителя

1

2

3

4

Начинание

Определение темы, уточнение целей, вы­бор рабочей группы

Уточняют ин­формацию, обсу­ждают задание

Мотивирует учащихся, объ­ясняет цели проекта, наблю­дает

Планирование

Анализ проблемы, оп­ределение источников информации, поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов, распреде­ление ролей в команде

Формирует зада­чи, уточняют ин­формацию (ис­точники), выби­рают и обосновы­вают свои крите­рии успеха

Помогает в ана­лизе и синтезе (по просьбе),

наблюдает

Принятие ре­шения

Сбор и уточнение ин­формации, обсужде­ние альтернатив («мозговой штурм»), выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности

Работают с ин­формацией, про­водят синтез и анализ идей, вы­полняют исследо­вание

Наблюдает, консультирует

Выполнение

Выполнение проекта

Выполняют ис­следование и ра­ботают над про­ектом, оформля­ют проект

Наблюдает, со­ветует (по просьбе)

Оценка ре­зультатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин это­го, анализ достижения поставленной цели

Участвуют в кол­лективном само­анализе проекта и самооценке

Наблюдает, на­правляет про­цесс анализа (если это необ­ходимо)

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Разработка систем экспериментальных заданий по теме «Кинематика твердого тела». Методические рекомендации по применению на уроках физики
На изучение темы Кинематика отводится 3 часа, и включает в себя следующие разделы: Механическое движение и его относительность. Поступательное и вращательное движение твердого тела. Материальная точка. Траектория движения. Равномерное и равноускоренное движение. Свободное падение. Движение тела по ...

Разработка занятия по курсу «Введение в психологию» по теме «Ощущение и восприятие»
Актуализация знаний о психических познавательных процессах ощущения и восприятия; Понимание отличий и взаимосвязей между процессами ощущения и восприятия; Формирование представлений о ведущем канале восприятия; Формирование умений определять и эффективно использовать свой ведущий канал восприятия; ...

Обобщение и систематизация знаний в процессе обучения
Урок обобщения и систематизации применяется вместо традиционного урока повторения учебного материала. Необходимость такого урока вызвана следующими обстоятельствами. Урок повторения, как правило, преследовал цели закрепления знаний и реализации дидактического принципа прочности знаний. Этой цели со ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru