Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Страница 3

- отработать технику речи (дикция, дыхание, орфоэпическое произношение);

- помочь детям с большей или меньшей осознанностью овладеть основными средствами интонации;

- преодолеть те недостатки, которые связаны с нарушением модуляции голоса.

Приемы работы по формированию навыка выразительного чтения:

1)подражание речи учителя:

- скороговорки;

- хоровое чтение;

- артикуляционная гимнастика;

- физминутки;

2)приемы работы по формированию навыка выразительного чтения (продолжение):

-участие в художественной самодеятельности;

-работа над логическим ударением в ответах на вопросы;

-чтение по ролям, драматизация текста;

-прослушивание грамзаписи;

-прием нотирования.

Общая интеллектуальная недостаточность и недоразвитие речи приводят к нарушению осознанности чтения.

В исследовании В.Я. Василевской подробно анализируются трудности, которые испытывают школьники с интеллектуальной недостаточностью младших классов при осмыслении текста. Дети с трудом устанавливают причинную зависимость явлений, их последовательность; оказывают не в состоянии без помощи взрослого понять мотивы поступков действующих лиц, основную мысль произведения. Особенно резко эти недостатки проявляются в тех случаях, когда наблюдается несоответствие между конкретными фактами, описываемыми в произведении, и внутренним смыслом происходящего. Даже имеющийся у детей опыт не всегда помогает правильному усвоению содержания произведения. Нередко из-за совпадения внешне сходных моментов (название текста, одинаковые имена героев и др.) активизируются случайные ассоциации. В результате фрагмент текста « .перестает быть частью целого и становится исходным пунктом для своих, лишь ситуационно близких ассоциаций, часто далеко уводящих от содержания текста».

Фрагментарность восприятия содержания прочитанного усугубляется с увеличением числа персонажей и мест действия. В подобных случаях ученики, как правило, сокращают число действующих лиц, приписывают одному герою поступки другого. Нарушение наглядно-образного мышления приводит к неточному, а иногда и к искаженному представлению ситуации, описанной в рассказе. Бедность словаря школьников, неточное понимание многих слов, неумение вникать в суть образных выражений, непонимание словосочетаний, употребленных в переносном значении, еще больше затрудняют усвоение содержания читаемого.

По мере перехода детей из класса в класс осознание читаемых текстов улучшается. Увеличивается круг тем, в которых школьники начинают ориентироваться, правильно воспринимая не только информацию, заложенную в тексте, но и смысловые связи между блоками информационных единиц. Однако и у старшеклассников продолжает сохраняться фрагментарность восприятия читаемого. Более того, по мере развития темпа чтения увеличиваются пропуски отдельных моментов повествования, что может приводить к неполному или неточному пониманию прочитанного (в отличие от младших классов полное искажение смысловой структуры здесь встречается значительно реже). Не преодолеваются до конца и трудности, связанные с осмыслением главной мысли произведения. Все это свидетельствует о том, что нарушение мыслительных операций ограничивает возможности школьников в овладении навыком сознательного чтения в большей степени, чем любым другим качеством последнего.

Сложности в осознании читаемого текста, испытываемые детьми:

- затруднения в устной логической связи между поступками, событиями и т.п.;

- непонимание идейного смысла;

- непонимание подтекста;

- плохо устанавливают временные связи, особенно если описание дается в разновременном плане;

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Зависимость становления педагогической позиции воспитателя от уровня развития педагогических способностей
Становление педагогической позиции современного воспитателя во многом зависит от развития у него педагогических способностей. Педагог – не только профессия, суть которой транслировать знания, а высокая миссия сотворения личности, утверждения человека в человеке. В этой связи цель педагогического об ...

История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде
Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru