Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Страница 4

- нарушено образное восприятие;

- затруднено восприятие изобразительных средств языка;

- фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;

Имеющийся у таких школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.

Задачи работы над формированием осознанного чтения:

- расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;

- учить четко устанавливать смысловые связи;

- помогать в понимании идейного смысла произведения.

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:

1 )разбор значений слов-синонимов.

2) разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

3) самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

4) подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

5) работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).

6) работа с фразеологизмами.

7) обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

8)упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

9)упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.

Основные параметры для проверки и анализа техники чтения:

1. Правильность чтения:

- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);

- побуквенное чтение;

- замена слова другим, несходным по буквенному составу;

- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);

- вставка согласных звуков;

- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;

- пропуск конечного гласного звука;

- перестановка звуков;

- замена гласных звуков;

- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);

- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

2. Осознанность чтения:

- непонимание значений отдельных слов;

- фрагментарное понимание текста;

- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;

- неумение установить смысловые связи между частями текста.

3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).

- чтение целыми словами;

- слоговое чтение;

- побуквенное чтение.

4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):

- применение при чтении знаков препинания;

- эмоциональность чтения.

В теоретической главе была изучена сущность уроков чтения в школе VIII вида. Выяснили, что главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Выделили и расшифровали формы дислексии. Также отметили, что чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии. Затем кратко проследили обучение чтению в разных классах.

Проблема несформированности навыков чтения особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у таких у учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Содержание экологического образования в сфере формирования отношения личности к миру природы
Второй задачей экологического образования является формирование у личности субъективного отношения к природе. Важнейшей характеристикой экологичной личности является субъектное восприятие природных объектов, которое, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени складывается в проце ...

Технологии взаимодействия с природными объектами в условиях антропогенной среды
Практически каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами содержания комнатных растений и животных. Популярность собак, кошек, аквариумных рыбок, декоративных птиц постоянно растет. Комнатные растения можно встретить почти на каждом подоконнике. Однако живые существа в человеческом жилище ...

Функциональные особенности образования
Образование как социальный институт имеет относительную самостоятельность по функциям, обладает преемственностью систем, способностью оказывать активное воздействие на развитие общества. Состояние и функции этой системы определяются господствующим в данном обществе способом производства и экономиче ...

Меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru