Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Педагогическая теория » Уроки чтения в школе VIII вида » Особенности овладения навыком чтения школьниками с нарушениями интеллекта

Страница 4

- нарушено образное восприятие;

- затруднено восприятие изобразительных средств языка;

- фрагментарное усвоение событий, особенно если большое количество действующих лиц или мест действия;

Имеющийся у таких школьников опыт и знания не всегда помогают правильно оценить события, описанные в произведении, а иногда и мешают сделать правильный вывод.

Задачи работы над формированием осознанного чтения:

- расширять возможности детей в понимании информационного смысла произведения;

- учить четко устанавливать смысловые связи;

- помогать в понимании идейного смысла произведения.

Приемы работы по формированию навыка осознанного чтения:

1 )разбор значений слов-синонимов.

2) разбор значения слов-синонимов и их сопоставление со словами из читаемого произведения.

3) самостоятельное придумывание синонимов и сопоставление их с читаемым текстом.

4) подбор к данному слову слова с противоположным значением, объяснение значения слова, составление с этими словами словосочетания, предложения.

5) работа со смешанными рядами близких и противоположных по значению слов (синонимов и антонимов).

6) работа с фразеологизмами.

7) обучение умению прогнозировать содержание текста и развитие смысловой догадки.

8)упражнения, направленные на определение смысловой структуры текста, связи смысловых частей текста.

9)упражнения, направленные на развитие метафоричности речи школьников, правильного восприятия многозначности значения слов и выражений.

Основные параметры для проверки и анализа техники чтения:

1. Правильность чтения:

- невозможность чтения слогов и слов (при условии усвоения всех букв);

- побуквенное чтение;

- замена слова другим, несходным по буквенному составу;

- замена слова другим, сходным по буквенному составу (родственные слова);

- вставка согласных звуков;

- добавление гласного звука между двумя согласными при стечении;

- пропуск конечного гласного звука;

- перестановка звуков;

- замена гласных звуков;

- замена оппозиционных звуков (звонкие – глухие, мягкие – твердые);

- нарушение чтения пар слов, сходных по буквенному составу.

2. Осознанность чтения:

- непонимание значений отдельных слов;

- фрагментарное понимание текста;

- неточное, искаженное представление ситуации, описанной в тексте;

- неумение установить смысловые связи между частями текста.

3. Беглость чтения (1 кл. – 10 слов, по слогам, плавно; 2 кл. – 10–15слов в начале учебного года, 15–20 со второй четверти, по слогам с переходом на чтение целыми словами; 3 кл. – 20–25 слов, целыми словами; 4 кл. – 30–35 слов, плавное чтение целыми словами).

- чтение целыми словами;

- слоговое чтение;

- побуквенное чтение.

4. Выразительность чтения (вводится с 3 класса):

- применение при чтении знаков препинания;

- эмоциональность чтения.

В теоретической главе была изучена сущность уроков чтения в школе VIII вида. Выяснили, что главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. Выделили и расшифровали формы дислексии. Также отметили, что чаще всего у таких детей имеют место фонематические, аграмматические и оптические дислексии. Затем кратко проследили обучение чтению в разных классах.

Проблема несформированности навыков чтения особенно остро проявляется в специальной школе VIII вида, т.к. процесс формирования навыков чтения у таких у учащихся протекает замедленно и отличается своеобразием. Несформированность процесса чтения, а именно: неумение читать правильно, бегло, выразительно и сознательно приводит к тому, что у младших школьников возникают нарушения письменной речи. По данным Р.И. Лалаевой у 65-70% младших школьников обнаруживается дислексия, которая проявляется в неусвоении букв, побуквенном чтении, искажении звуковой и слоговой структуры слова, нарушении понимания прочитанного и аграмматизмами в процессе чтения. У учащихся с несформированными навыками чтения возникают трудности в установлении социальных связей с окружающим миром, оказываются расстроенными взаимоотношения с обществом, возникают трудности в речевом общении, нарушается коммуникативные функции. Эти нарушения в подростковом возрасте препятствуют социальной адаптации и интеграции учащихся с интеллектуальной недостаточностью и подрывают основу формирования ребенка как читателя, и как саморазвивающуюся личность.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Организация, основные этапы и критерии отбора детей в коррекционные классы
Отбор детей в коррекционные классы - это важная и ответствен­ная задача, которая требует для своего решения хорошо скоординиро­ванных усилий родителей, воспитателей дошкольных учреждений, школь­ных педагогов и психологов. В школах, в которых создаются коррекционные классы, координа­ция этих усилий ...

Особенности включения музыкальных инструментов в процесс музицирования
Существует мнение, что использование инструментов и особенно заданий по музицированию вносит в урок неорганизованность, хаос звуков, отвлекает учащихся от грамотного и эмоционального исполнения, от восприятия музыки. Если учитель впервые начинает вводить инструменты лишь во втором или третьем класс ...

Комплекс упражнений для развития навыков фонетики на начальном этапе
Разработанный нами комплекс фонетических упражнений рассчитан на младших школьников и включает в себя игровые и песенные технологии. Он рассчитан на четыре занятия, а также включает в себя подготовку и показ сценки на школьном мероприятии. На каждом занятии учащимся предлагается прослушать песню и ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru