Таким образом, выстраивается видимый план учебного проекта, который включает в себя:
- тему проекта;
- проблему проекта;
- цели и задачи проекта;
- планирование учащимися своей деятельности на различных этапах;
- осуществление практических действий и получение продукта проектной деятельности; sub zero appliance repair San Jose
- презентацию проекта;
- рефлексию собственной деятельности.
Следует отметить, что для педагога важен и «невидимый» план проектной деятельности. Именно здесь дается описание учебного проекта как дидактического средства обучения, здесь конкретизируются педагогические цели, указываются (согласно учебному плану) темы программы, изучаемые посредством проектной деятельности, определяется круг знаний и умений, которые должны быть усвоены в процессе выполнения проекта.
«Невидимый» план рассматривает проект с точки зрения - определения темы учебного курса;
- постановки целей и задач обучения, развития, воспитания;
- определения необходимого для выполнения проекта уровня общеучебных и предметных (профессиональных) знаний, умений и навыков;
- определения нового содержания по предмету, которое должны получить учащиеся в процессе работы над проектом;
- определения прежде незнакомых учащимся специфических умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе проектирования;
- материально-технического и информационного обеспечения занятия;
- определения организационных форм проведения занятий.
Еще одна особенность метода проектов — совместное обучение учащихся в группе. Несмотря на то, что часть проектов выполняется обучающимися индивидуально, в большинстве проектов используется групповая работа, что дает больший учебно-воспитательный эффект. При этом работа в группе никак не отменяет, но, напротив, усиливает личную заинтересованность учащихся в получении положительного результата, так как здесь есть осознание того, что качество и эффективность работы команды зависит от качественной и эффективной деятельности каждого её члена. Внутренняя мотивация способствует самостоятельности и настойчивости в преодолении возникающих в ходе работы сложностей.
На учебный проект можно посмотреть с точки зрения учащихся, они видят в нем возможность самостоятельно (или в группе) выполнить интересную работу, проявляя свои способности, прилагая свои знания, силы, публично показать достигнутый результат. Основной тезис современного понимания метода проекта в данном случае звучит так: «Я знаю, где я могу найти информацию и как применить свои знания». Таким образом, определяется разумный баланс между академическими знаниями и практическими умениями.
Отличительными признаками проектной деятельности являются
:
1. Значительная активность проектанта и относительная пассивность педагога в процессе работы над проектом. И.Д. Чечель считает, что самое сложное для руководителя удержаться от подсказки в том случае, если учащиеся в процессе проектирования «идут не туда».
2. Самостоятельность действий учащихся при решении проблемы. У обучающихся должно быть право на ошибку. С этой точки зрения не совсем удачный практический результат проектной деятельности предоставляет педагогу большие возможности для анализа действий ученика, определения уровня теоретических знаний и степени сформированности практических умений.
3. Практическое применение имеющихся знаний. Большой объем информации сам по себе может быть бесполезным грузом, если не научить пользоваться этими знаниями .
Другое о педагогике:
История и теория возникновения тестов
Всякая попытка определить точное время возникновения тестов напоминает стремление географов найти точное начало большой реки, вытекающей множеством ручейков из обширного болота. Примерно так же обстоит дело и с тестами. Для изучения истории тестов вначале потребовалось изучить предысторию – то само ...
Этапы проектной деятельности и педагогическое руководство ею
Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в строго определенной последовательности ее этапов. Анализируя литературу, посвященную методике формирования и развития проектных умений, можно выделить несколько основных этапов работы: 1. Работа на этапе предпроектн ...
Понятие "школьного сочинения" в современной методике преподавания
русского языка и виды сочинений
В настоящее время сложилось несколько точек зрения на понятие "школьного сочинения". В частности в толковом словаре под редакцией Д.Н. Ушакова мы находим такое определение "сочинения": Сочинение– один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении ...