Краеведение в школе

Страница 4

Заметное распространение получили различные виды внеклассной работы: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Многие учебные и внеурочные занятия проводятся на базе государственных и общественных музеев, архивов и книгохранилищ.

Учебные краеведческие занятия, что очень важно в образовательном и воспитательном плане, часто связаны с общественно полезной деятельностью учащихся. Это ученические изыскания, представляющие научный интерес (поиск, сбор, изучение, публикации материалов краеведения). Это и участие школьников в различных делах, проектах: охране и восстановлении памятников истории, культуры и природы, культурно-просветительной работе. Это и возрождение народных традиций, помощь ветеранам войны и труда.

На уроке литературы школьники получают лишь элементы литературно-краеведческих знаний в связи с изучаемым по программе материалом. Основная задача такого урока сообщить некоторые сведения о писателях, связанных с родными местами, и на этой основе вызвать у школьников интерес к занятиям краеведением, увлечь их этим сугубо важным делом, пробудить желание больше узнать о литературе родного края.

Заметным событием в жизни школьного литературного краеведения последних лет явилась программа внеклассных и внешкольных занятий, рассчитанная на начинающих учителей-краеведов.

Краеведческие вечера невозможно организовать при отсутствии нужного материала. Требуется серьезная подготовка: определение темы и цели вечера, отбор материала, значительного в идейном и художественном отношении, составление программы и т. д. Важно, чтобы вечер получил именно краеведческую окраску и отличался бы от обычных—литературных. Для накопления материала могут быть проведены туристические поездки и походы по литературным местам, организовано изучение литературных произведений местных авторов, переписка и встречи с ними. Все это не может не натолкнуть учащихся на мысль о проведении литературных вечеров: юным краеведам хочется рассказать о том, что они увидели, услышали, узнали в результате занятий краеведением. Вечер и будет своеобразным отчетом о большой работе юных краеведов.

Литературно-краеведческие вечера, несомненно, оставляют неизгладимый след в памяти их участников, помогают ближе узнать и полюбить литературу, развивают художественный вкус.

Возможны классные и общешкольные литературно-краеведческие вечера. Тема классного вечера, как правило, значительно уже общешкольного, рассчитана на небольшой круг участников и не требует продолжительной подготовки. Наоборот, школьный литературно-краеведческий вечер предполагает длительную и многостороннюю подготовку многих учащихся.

В последние годы получили распространение литературно-исторические и литературно-географические вечера на местном материале. Они помогают удовлетворению запросов учащихся, любящих литературу, историю, географию. В программе вечера может преобладать литературный, исторический или географический материал. Но во всех случаях важно, чтобы краеведческий вечер имел четкую идейно-тематическую направленность, способствовал нравственному и эстетическому воспитанию учащихся.

Тематика литературно-исторических и литературно-географических вечеров многообразна. Она охватывает историю края и его природные особенности, жизнь, культуру и быт населения в прошлом и в наши дни. Вот несколько примерных тем: «Родные просторы», «Пути-дороги родного края», «По историческим местам нашего города», «Прошлое родных мест», «Природа и люди родного края».

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Драматизация как средство обучения английскому языку
В целях интенсификации учебного процесса, повышения уровня владения языком ученые, методисты, учителя ведут активный поиск средства повышения эмоционального фона урока, вызывающих и поддерживающих интерес к обучению, позволяющих учащимся «проявить себя», самоутвердиться, испытать чувство успеха. Од ...

Теоретические основания введения профильного обучения
Обобщение научных подходов показывает, что обучение на старшей ступени должно представлять собой индивидуальную образовательную траекторию, определяемую самим учащимся. Так, деятельностный подход обосновывает, что способности развиваются в деятельности. При этом согласно личностно ориентированному, ...

Сущность и структура сюжетно-ролевой игры
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в по ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru