Предметом историко-краеведческих изысканий и поисков могут быть и материалы о своих земляках и соплеменниках, их потомках, оказавшихся в других регионах России, ближнем и дальнем зарубежье.
Неотъемлемой частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни являются религия, история церкви. Учащиеся знакомятся на уроках и во внеурочное время с религиозными верованиями местного населения, историей разных конфессий в крае, изучают прошлое храмов и монастырей, жизнь и деяния местных подвижников, причисленных к лику святых, представителей духовенства; обращаются к различным источникам и памятникам церковной истории и культуры. При этом необходимо всегда помнить, что наша страна многоконфессиональная. Поэтому недопустимо невнимание к тем или иным конфессиям.
С сожалением приходится констатировать, что на протяжении многих десятилетий эти вопросы фактически выпадали из поля зрения школьного краеведения или преподносились искаженно. В результате, учащиеся не имели возможности приобщиться к одному из ценных, в частности в этическом отношении, слою исторического и культурного наследия народов.
Необходимо также изучать другие субъекты исторического процесса: различные социальные группы и общности (например, сословия городских жителей), общественные организации и объединения в крае (общественно-политические группы, местные организации разных политических партий, религиозные, профсоюзные, молодежные, ветеранские, спортивные и иные объединения и союзы).
История края, местные события и явления изучаются в единстве трех временных измерений: прошлое - настоящее - будущее. Так, изучая со школьниками историю села, важно познакомить их с его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития. Подобный подход учит ребят более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи, содействует формированию исторического мышления.
Одна из проблем, связанных с изучением в школе прошлого родного края, как и истории Отечества и мира в целом, - разносторонняя оценка событий и явлений прошлого, дел, поступков и деятельности людей, общественных групп и организаций, государственных учреждений и структур. Ее следует давать с научных позиций, с позиций правды и нравственности, с учетом особенностей рассматриваемой эпохи, традиций, идеалов и ценностей, разделяемых людьми того времени.
Организуя работу по историческому краеведению, важно помнить некоторые общие положения: бесконфликтной истории нет; прошлое нашей Родины неоднозначно, сложно, в нем слились победы и неудачи, героическое и трагическое, большие надежды и разочарования. Поэтому не следует идеализировать прошлое, изображать его в розовом цвете. Но было бы ошибкой вставать на путь нигилистического отношения к нему. Необходимы правда о фактах, событиях и лицах, документально аргументированное изложение событий, объективное освещение реальных противоречий и трудностей, которые приходилось и приходится преодолевать в процессе обновления и развития общества.
Одна из составляющих системы школьного краеведения - организационные формы историко-краеведческой работы в школе. К ним можно отнести:
1. Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России, с включением элементов краеведения, и о специальных уроках по истории края (или их циклах) в рамках учебных часов по курсу отечественной истории (например, в основной школе целесообразно выделять на историю края до 15 % учебного времени).
Другое о педагогике:
Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...
Сущность эстетического потенциала детей
Понятие «потенциал» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания от естественнонаучного направления до гуманитарного. В общепринятом значении данное понятие, происходящее от латинского «potentia» – сила, в философии трактуется как источник, возможн ...
Тенденции в мировой системе образовательного пространства
мировой образовательный пространство нововведение Мировое образовательное пространство объединяет национальные образовательные системы разного типа и уровня, значительно различающиеся по философским и культурным традициям, уровню целей и задач, своему качественному состоянию. Поэтому следует говори ...