а) Усвоение антонимов большой - маленький.
Дети должны охарактеризовать величину (большой - маленький) пар предметов: зверей на картинках; объемных геометрических тел - кубов, шаров, пирамид, колец и т.д.; плоскостных изображений геометрических фигур.
б) Усвоение антонимов низкий - высокий, узкий - широкий, мелкий - глубокий можно начать во время прогулки по улице, в парк, к пруду и т.д. Дети с помощью воспитателя сравнивают пары деревьев, кустов; заборы, дома, окна, двери; лужу и пруд и т.д.
Дополнительным дидактическим материалом для специальных занятий по усвоению этих антонимов могут быть:
1) наборы строительных материалов для дома, двора, сада;
2) наборы картинок, геометрических тел;
3) посуда.
в) Усвоение антонимов вниз (внизу) - вверх (вверху), вперед (впереди) - назад (сзади), далеко (вдали) - близко (вблизи) также надо начать на прогулке, во время экскурсии в природу, при знакомстве с городским транспортом ("далеко - близко идет автомобиль, трамвай, автобус"; "кто бежит впереди, а кто сзади", "мяч летает вверх и вниз" и т.д.).
Дополнительным дидактическим материалом может быть:
1) фланелеграф с набором любых картинок;
2) мультфильм,
3) любые игры, где можно рассаживать ребят или кукол впереди и сзади.
г) Усвоение антонимов - однокоренных глаголов: входить - выходить, вбегать - выбегать, въезжать - выезжать .; завязывать - развязывать, загибать - разгибать, загораживать - разгораживать .; подбегать - отбегать, подводить - отводить, подносить - относить, подплывать - отплывать, подъезжать - отъезжать .; прибегать - убегать, привозить - увозить, прилетать - улетать, приходить - уходить; разбегаться - сбегаться, разливать - сливать, развязывать - связывать, развинчивать - свинчивать и т.д.
Работа над подобными антонимами является одновременно и работой по развитию языкового чутья в области морфологии: дети усваивают отвлеченное значение приставок е - и вы-, раз - и с-, при-и у - и т.д.
Другое о педагогике:
Разложение или повторное использование отходов
Для изготовления всякой вещи, включая предметы из пластмассы, требуется энергия. Часть энергии идет на производство собственно материала, в данном случае полимера, остальное требуется для переработки, то есть изготовления конечного изделия. Основная часть энергия тратится на производство пластмассы ...
Содержание экологического образования в сфере формирования экологических
представлений личности
Первой задачей экологического образования является формирование у личности системы адекватных экологических представлений. Важнейшей характеристикой экологичной личности является психологическая включенность в мир природы, которая, с позиций экологической психопедагогики, в наибольшей степени обусл ...
Механизм реализации воспитательно-образовательной работы по
трудовому воспитанию
Основным методическим приемом формирования навыков является показ выполнения элементарных действий и их последовательности. Ознакомление детей со способами выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения, их последовательности. Решающее значение при это ...