Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

Педагогическая теория » Развитие словаря детей дошкольного возраста » Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

Страница 2

1. Упражнения, развивающие у детей понимание обобщающего смысла слов.

Воспитатель сидит за низким широким столиком, на котором размещен "птичий двор" (варианты: "колхозное пастбище", "пчельник"). Дети рассаживаются перед столом так, чтобы им было видно все "на птичьем дворе".

Мы пришли с вами на птичий двор посмотреть, что делают птицы. Вот идет петух, важно так выступает и кричит. Как он кричит?

Ку-ка-ре-ку! - охотно показывает кто-то из детей.

Верно! - Но петух не только кричит: он ищет зерна и, когда найдет их, подзывает кур, чтобы отдать им найденное зернышко. Вот посмотрите (и воспитатель разыгрывает сценку как в кукольном театре): идет, идет петух, ногами разгребает, разгребает траву. Видит: зерна лежат. "Нашел! Нашел!" - радуется он. Но сам зерен этих не клюет, бережет их для своих друзей, для кур. И вот он зовет их: "Тут-тут-тут-тут". Куры, как заслышат этот зов, все бросаются к петуху со всех ног. И наседка с цыплятами тоже бежит. Все клюют. А петух вокруг них похаживает, говорит: "Вот-вот-вот! Кушайте на здоровье!" Какой хороший друг наш петушок!

Так что же умеет делать наш петушок?

Ребенок, к которому обратится воспитатель, должен назвать все действия и состояния петуха по подсказке воспитателя.

Витя, - говорит воспитатель, - теперь ты встань, подойди к столу поближе. Петушок наш опять сделает все, что умеет, а ты будешь говорить, что он делает.

Вот он важно .

. идет, - говорит Витя.

Вот он вошел в траву и .

. разгребает ее. - Что это?

. нашел зернышко! Радуется!

Воспитатель добавляет; "Сам не клюет, бережет для друзей, зовет, куры слышат, бросаются к нему, бегут, клюют; а петух похаживает, приговаривает".

2. Упражнения, развивающие понимание отношения "целое и его часть (деталь) ":

а) "Назови целое". Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее целую вещь, которая состоит из данных вещей (деталей).

б) "Назови сложное действие". Дети должны назвать (угадать) слово, обозначающее действие, состоящее из ряда детализирующих его действий.

в) "Назови части". Ребенок должен, зная название целого, перечислить его части. Это занятие строится подобно описанному выше - "Назови целое", при выполнении его можно использовать и дидактический материал, но, естественно, работа идет в обратном порядке: сначала называется целое (предмет или действие), а потом его части или составляющие его действия.

В беседах воспитатель опирается только на словесные представления детей, без предметной наглядности.

3. Упражнения, развивающие понимание смысла слова с родовым значением:

а) "Уточни слово". Дети учатся понимать слова второй и наиболее простые слова третьей степени обобщения. От ребенка требуется, чтобы он назвал слова, обозначающие родовые понятия к данным видовым.

б) "Дай общее название". Задача, как и в предыдущем упражнении, - усвоение обобщающих слов; но работа идет в обратном порядке: воспитатель называет слова, обозначающие какие-то общие родовые понятия, дети должны назвать слова, конкретизирующие данное.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Дидактические особенности проведения внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Набор учащихся в кружки проводиться в конце летних каникул и в начале учебного года. До начала набора следует провести предварительную работу по привлечению школьников в кружки. Для этого будущий руководитель кружка должен кратко рассказать содержания его работы. В помещении, где проводиться запись ...

Теоретическая разработка полихудожественного подхода и его преломления в музыкальной педагогике
полихудожественный урок музыкальная литература Проблему взаимодействия искусств в художественном воспитании нельзя отнести к разряду новых. Уже в 20-е годы подходы к ней просматриваются в деятельности основоположников общей педагогики и педагогики искусства – П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, А.С. Мака ...

Метод активизации возможностей личности и коллектива
Новая школа требует новой философии образования, обеспечивающей гуманистическую направленность, повышение роли культурологического компонента школьной действительности, изменения позиций в среде участников учебно-воспитательного процесса от непререкаемого авторитета учителя к коллегиальному взаимоп ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru