Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

Педагогическая теория » Развитие словаря детей дошкольного возраста » Игры и упражнения, применяемые для развития словаря детей

Страница 3

в) "Дай три названия и больше". Образцы дидактического материала:

1) клевер - трава - растение;

2) стол - мебель - вещь;

3) каша - блюдо - пища - питание.

Упражнения с данным дидактическим материалом могут строиться, как и два предыдущих, но, разумеется, в них меньше опоры на реальные предметы.

Для упражнений данного типа необходимо, чтобы ребенок обладал достаточным речевым развитием: чтобы он понимал обобщающий смысл даже самых конкретных (нарицательных) слов, понимал смысл слов первой степени обобщения, как дерево, трава, мебель, игрушка, овощи и подобные.

В детском саду не следует торопиться с толкованием слов более высоких, чем вторая, степеней обобщения, хотя и недопустимо искусственно задерживать усвоение таких слов детьми, которым это оказывается под силу независимо от возраста.

4. Упражнения для развития языкового чутья в области морфологии.

Детям дошкольного возраста доступно интуитивное понимание отвлеченного смысла морфем: они сами способны на словотворчество. Опыт показывает, что если специальными упражнениями помочь малышам осмыслить (чуть-чуть) морфологическую структуру слова - не всякого, а только такого, структура которого совершенно ясна, - то развитие их значительно убыстряется, укрепляются их способности к абстрагированию.

Дидактическим материалом для элементарного этимологического анализа могут быть слова: черника, земляника, сад, огород, подснежник, вторник, среда, четверг, пятница, подосиновик, подберезовик, ельник, осинник, дубрава и другие подобные слова.

Уже на третьем году жизни дети улавливают эмоциональную окраску слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Конечно, понимая и запоминая слова с этими суффиксами, они не могут выделить их самостоятельно. Этого и не надо делать преждевременно. Воспитатель должен довольствоваться тем, что дети понимают смысл сказанного слова, а эмоцию ласки, нежности они улавливают безошибочно. Понимают дети и значение слов с увеличительными (-ищ-) и пренебрежительными (-ишк-) суффиксами, но последний осмысляют как выражающий чувство жалости, сострадания.

Волчишка, - сказала девочка, - это бедненький волчик.

Полезно привлечь внимание детей к некоторым (очень немногим) смысловым суффиксам: - Онок-, - ёнок: медведь - медвежонок, утка - утёнок; - иц-а: медведица, львица, волчица, верблюдица.

В дошкольном возрасте дети должны усвоить смысл большинства приставок.

Работа над строением слова организуется в связи с усвоением грамматических форм.

5. Упражнения для усвоения антонимов. (Для детей от шести лет).

Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна для интеллектуального развития детей. Она помогает детям усваивать смысл отвлеченных слов (поскольку большинство антонимов - понятия отвлеченные), запоминать эти слова, т.е. обогащать индивидуальный словарь каждого ребенка, укреплять способность сравнивать на уровне абстракции, т.е. без опоры на реальные предметы. Само по себе сопоставление слов-антонимов чрезвычайно увлекает детей, почти не требуется никаких особых приемов, чтобы детям было интересно учиться. Но возможны и специальные лексические упражнения.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Сравнительный анализ двух программ для начальных классов в общеобразовательной и коррекционной школе VIII вида
Для сравнительного анализа программ в общеобразовательной и коррекционной школах были взяты программа «Школа России. Концепция и программы для начальных классов» и программа под редакцией В.В. Воронковой для специальных образовательных учреждений VIII вида. В отличии от обычной школы, в коррекционн ...

Элективные курсы в современной школе
Принципиальным положением организации школьного математического образования в настоящее время является дифференциация обучения математике - уровневая дифференциация и профильная дифференциация в старших классах средней школы . Программа по математике для средней общеобразовательной школы, работающе ...

Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...

Меню

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru