Народная педагогика в семейном воспитании

Страница 2

Таким образом, физическое воспитание решает многие задачи, в том числе развивает волю, силу, выносливость, двигательные навыки, ловкость, быстроту, способствует сохранению здоровья, отвлекает от вредных привычек, закаливает организм и обеспечивает высокую работоспособность.

Интеллектуальное (или умственное) воспитание в семье характеризуется заинтересованным участием родителей в обогащении детей знаниями, формировании потребности их познавательных интересов, способностей, наклонностей и задатков.

Среди основных источников знаний были и остаются книга, чтение, устный пересказ. Необходимо признать, что чтение достойной, особенно классической литературы не является серьезным пристрастием современных школьников. Добровольный вопрос 725 учащихся 11-х классов Вологодской области дал такие результаты: любимые жанры старшеклассников-романы(31%), фантастика (30%), детектив (25%), публицистика и научно-популярная литература вызывает интерес у 20% опрошенных. Только один из десяти одиннадцатиклассников интересуется поэзией. 24%, участвовавших в опросе, признают, что читают мало или не читают вообще. Это можно заметить на следующей диаграмме:

Рис.1. Данные опроса среди старшеклассников.

Родной язык выступает важнейшим фактором умственного воспитания детей: с первого слова матери, услышанного младенцем, с нежной колыбельной песни, с собственного имени начинается познание окружающего мира.

Народная педагогика и сегодня предлагает родителям богатый материал для умственного развития детей в семье. Это и многообразие жанров фольклора, и народные наблюдения и приметы, и знания, полученные в процессе ухода за растениями и животными, во время сбора ягод, грибов, лекарственных трав и т.д.

Остановимся на вопросах трудового воспитания.

Народная педагогика учила трудолюбию с малых лет, сначала в семейных делах, а когда вырастал человек, проверка его трудовой подготовки становилась общественной. К.Д.Ушинский отмечал: "Воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть не достойной, ни счастливой" .

Важным условием трудолюбия является атмосфера коллективизма, когда вся семья принимает посильное участие в делах, когда проявляется помощь одних членов семьи по отношению к другим. Мы считаем, что большую роль играет личный пример родителей, старших членов семьи. Семья должна готовить ребенка к труду не только для нужд своей семьи, но и для будущего труда в общественном производстве, так как по справедливому замечанию А.С.Макаренко, "ребенок будет членов трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он к этому труду будет подготовлен." .

Нравственные черты русского народа складывались столетиями, они передавались из поколения в поколение как своеобразный моральный кодекс. Русский народ изначально отличался высокой нравственностью, порядочностью, честностью, гостеприимством.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

От равных прав к равным возможностям; от «институциализации» к интеграции
В начале 70-х гг. европейцам удалось окончательно разрушить законодательный фундамент неравенства лиц с отклонениями в развитии, заложенный в античные времена. Впервые в истории цивилизации признается не только равенство людей вне зависимости от состояния здоровья и наличия особенностей развития, н ...

Этапы становления и особенности развития этнопедагогики
В России объективно все более возрастает интерес к этническим проблемам. От их решения во многом зависят конструктивность национальной политики государства и, следовательно, ориентиры обучения и воспитания подрастающих поколений. Этнопедагогические аспекты — зона пересечения различных, нередко поля ...

Политика Республики Беларусь в сфере образования
Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, стан ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru