Средства воспитания народной педагогики

Страница 3

Между тем, опыт работы с детьми убеждает, что многие явления, присущие традиционной народной культуре, проявляются в естественных жизненных ситуациях. Надо выявить в структуре народной культуры те аспекты, которые быть освоены детьми в их собственной деятельности и пережиты эмоционально. На этой основе можно решить задачи "вживания" детей в культуру своего народа, развить творческие способности, формировать познавательные процессы, различные умения и навыки.

г) Литература

Русская литература известна своими гуманистическими идеалами, гражданским пафосом в формировании полноценной человеческой личности, ее духовности и нравственности. Являясь частью духовной культуры народа, литература наряду с другими гуманистическими дисциплинами знакомит учащихся с культурой народа.

Роль русской литературы оказалось уникальной, тесно связанной с поисками новых форм национального бытия, со стремлением к обладанию цельным знанием, с исканиями нравственного идеала, которые стали для русской литературы маяком.

Истинный писатель своим художественным творчеством соединяет прошлое с настоящим и будущим; он укрепляет и пополняет народную память, одновременно сам, питаясь от нее; стоит на страже самосознания, достоинства и культуры своего народа, заботясь о ее сохранении и укреплении.

Хотелось бы, чтобы при выборе произведений современных писателей для чтения учитель рекомендовал учащимся, прежде всего те книги, которые несут на себе отпечаток народной этической культуры, которая так богато представлена в фольклоре, остерегая их от заполонивших прилавки магазинов книг, пропагандирующих разврат, насилие, жестокость, цинизм, аморальный образ жизни.

Народная этика концентрирует внимание на совестливость, трудолюбие, честность. В русской литературе можно найти достаточно примеров продолжения этих традиций. Например, в творчестве В.Г. Распутина, особенно в его повестях "Последний срок", "Прощание с Матерой". Распутинские старухи Анна и Дарья – носительницы лучших черт народной морали. То же самое можно сказать и о произведениях В.И. Белова, Е.И. Носова и других русских писателей.

Благотворное влияние художественной литературы на воспитание учащихся, мы думаем, бесспорно. Произведения русских писателей воздействуют на чувства, воображение, интеллект и волю читателя, открывают широкие возможности для воспитания гуманности, прививают лучшие человеческие качества, делают человека более зрелым. Образы художественных произведений помогают в выработке идеала. А идеал, созревший в сознании подростка, обычно служит как бы путеводной звездой, программой действия в воспитании положительных качеств личности.

д) Сказки

Сказки русского народа К.Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как памятниками народной педагогики, он написал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов

Сказки, являясь художественно – литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они – сокровищницы народной педагогики, более того, мы считаем, что во многих сказках содержатся педагогические идеи. Сказки являются важным воспитательным средством. В течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок [21,37].

е) Русский язык

Великий русский педагог К.Д. Ушинский справедливо заметил, что "лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык, и чем глубже вошли мы в язык народа, тем глубже вошли в его характер". Думаем, что стоит прислушаться к словам ученого, задуматься над их смыслом. Именно с помощью родного языка мы познаем мир, имеем возможность приобщится к тому огромному опыту, которое накопило человечество. Но, прежде всего родной язык позволяет нам лучше узнать родной мир – историю и культуру своего народа, а человек, не помнящий родства, не способен воспринять и мировой опыт. Язык является основной формой хранения знаний, и тем самым он служит и средством передачи этих знаний.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другое о педагогике:

Цели и содержание современного языкового образования
Изучение иностранного языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: - дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенций (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной); - речевая компетенция – совершенств ...

Влияние различных видов искусств на развитие творчества детей дошкольного возраста
Изобразительное искусство - это отражение окружающей действительности художником в художественных образах и выражение своего отношения к жизни средствами формы, цвета, композиции. Подлинный эстетический вкус у дошкольников мы можем воспитывать путем отбора объектов, наиболее близких для детского во ...

Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая об­щую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата д ...

Меню

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru