Проблема оценки отношений подростка с классом в психолого-педагогической литературе

Педагогическая теория » Взаимосвязь оценки отношений подростка с классом и уровня его субъективного ощущения одиночества » Проблема оценки отношений подростка с классом в психолого-педагогической литературе

Страница 3

Для ответа на вопрос о детерминации эмоциональных отношений подростка с одноклассниками необходимо расширение методического арсенала. Широко применяемая для этих целей социометрическая методика обычно критикуется за то, что сводит все межличностные отношения к регистрации «эмоциональных оценок и влечений». Тем не менее, нельзя утверждать, что социометрический выбор всегда отражает симпатию. Поэтому количество выборов, получаемых индивидом, еще ничего не говорит об их природе, а социометрический статус не обязательно является показателем симпатии группы по отношению к ее члену. В исследовательской практике встречаются данные о том, что высокий статус может мешать налаживанию глубоких личных отношений. Это значит, что адекватным дополнением к социометрической методике могла бы быть процедура, специально направленная на изучение уровня симпатии группы к различным ее членам. Традиционно в социальной психологии в качестве индикатора симпатии используется показатель межличностной аттракции.

Атракция и статус как межличностные характеристики хорошо дополняют друг друга. Так, если статус является обобщенной, опосредствованной сложившимися личными и деловыми отношениями характеристикой, то атракция выражает глубоко индивидуализированное отношение; кроме того, социометрический статус выявляет лишь ориентацию на взаимодействие, в то время как атракция предполагает глубокий эмоциональный контакт. Эти характеристики имеют также много общего. Межличностную атракцию большинство авторов измеряет как аттитюд на другого человека, в социометрических выборах также проявляются установки членов группы друг на друга. Причем в обоих случаях речь идет о положительных установках. На сходство данных характеристик указывает и то, что для измерения атракции часто используются так называемые шкалы межличностных оценок, которые напоминают оценку другого человека как партнера по какой-либо деятельности при социометрическом опросе.

Обобщив большой эмпирический материал, Л.Я. Гозман показал, что межличностная атракция имеет положительное влияние на совместную деятельность, восприятие норм и ценностей и другие групповые процессы, а также на группу в целом. Это значит, что рассмотрение атракции в контексте не индивидуальных, а групповых феноменов является не только оправданным, но и позволяет по-новому подойти к изучению взаимоотношений в группе.

Подростки боятся остаться с коллективом «один на один». Если с тобой никто не дружит – это невыносимо горько и обидно. Не зря, в качестве «высшей» меры наказания одноклассники объявляют «бойкот», игнорируя провинившегося.

Причины плохих отношений с одноклассниками могут быть разные. Возможно, общение не заладилось с самого первого класса, возможно проблемы проявились только в подростковом возрасте. Может быть, причиной являются какие-то разногласия, не схождения во взглядах и вкусах, возможно, все дело во внутренних проблемах самого подростка. Слишком вызывающее поведение, стремление показать свое превосходство отталкивают одноклассников.

Потребность в общении со сверстниками возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания. Поведение же подростков по своей сути является коллективно-групповым.

Во-первых, общение сверстников очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие необходимые им вещи, которые им по тем или иным причинам не сообщают взрослые, например, подавляющую часть информации по вопросам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное развитие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умения подчиняться коллективной инициативе и в то же время отстаивать свои права, соотносить личностные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимодействия строятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может вырабатывать необходимых взрослому коммуникативных качеств, соревновательность групповых взаимоотношений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой .

В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффиляции, то есть потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу, общность.

Положение принципиального равенства детей-сверстников делает эту сферу отношений особенно привлекательной для ребят: оно соответствует этическому содержанию возникающего у подростка чувства собственной взрослости. Происходящие в начале подросткового возраста специфические сдвиги в развитии определяют принципиальное сходство у подростков новых потребностей, стремлений, переживаний, требований к отношениям со взрослыми и товарищами. Это способствует развитию отношений со сверстниками вглубь. У подростка формируются ценности, которые больше понятны и близки сверстнику, чем взрослым. Общение с последними не может целиком заменить общения со сверстниками .

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Особенности развития личности младших школьников и формирования их творческих способностей
Младший школьный возраст определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Он открывает для себя новое место в социальном, пространстве человеческих отношений; умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обс ...

Использование воспитывающих ситуаций для детей экспериментальной группы на уроках и во внеурочное время с целью формирования адекватной самооценки
адекватная самооценка школьный воспитывающий С целью формирования адекватной самооценки младших школьников нами был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая нами гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьник ...

Индивидуальные технологии природопользования в естественной среде
Каждый человек является индивидуальным природопользователем. Его экологическое поведение в природной среде чаще всего реально связано с добыванием тех или иных материальных продуктов, «даров природы». Практически вся «широта» такого рода деятельности представлена в строке из некогда популярной песе ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru