Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи

Страница 2

Своеобразная речь детей прежде всего обращает на себя внимание несформированность в соответствии с общевозрастными возможностями контекстной речи: ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Существенно страдает развитие внутренней речи, что не может не служить огромным препятствием к формированию планирования, саморегуляции в деятельности, хотя обычно это становится возможным на пятом году жизни ребенка.

Как считает У.В. Ульенкова, специально изучаются, учитываются и корректируются особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций. Из-за отставания в развитии всех видов и функций речи, и в особенности контекстной (ее планирующей и обобщающей функций); дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Стремясь выполнить этот пробел в развитии детей, мы стараемся, чтобы любые сведения, получаемые ими об окружающем, любые производимые действия и операции (свободного общения с окружающими, экскурсии и т.д.), они могли бы выразить в слове. О любом предстоящем действии могли бы рассказать.

Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим при подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Авторы Т.А. Ладыженская, Г.А. Каше указывают, что в старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной речи только в условиях целенаправленного обучения.

Особое внимание формированию связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи.

Конечный результат обучения связной речи определяется умением правильно и адекватно воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию.

Целенаправленное формирование связной речи и навыков рассказывания требует углубленного исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей с задержкой психического развития.

Обобщая описанные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. При задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно;

2. Для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

3. Ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

4. Наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;

Наиболее нарушенными оказываются эмоционально – личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно – логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно – следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

Дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью взрослого они выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

Большая ответственность при отборе детей в специальные учреждения возложена на медико – педагогические комиссии. Однако при диагностике слабо выраженных отклонений, какими являются задержки психического развития, возникают большие трудности. В ходе дифференцированной диагностики следует различать затруднения в выполнении заданий, возникающие по разным причинам. Ими могут быть: незнание способа решения, недостаточность интеллектуальной деятельности функционального характера, связанная с неустойчивостью внимания, слабостью памяти и речевых средств и т.д. Поэтому зачастую окончательный диагноз устанавливается в результате длительного клинико – психологического изучения ребенка (в процессе экспериментального обучения). В.И. Лубовский считает, что психолого – педагогическая диагностика задержки психического развития должна иметь целью не только установление факта отставания, но и раскрытие своеобразного его проявления.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...

Значение ручного трудового воспитания для младших школьников с интеллектуальной недостаточностью
Значение ручного трудового воспитания трудно переоценить, потому как именно уроки ручного труда предоставляют совершенно исключительные, уникальные возможности для пополнения запаса жизненных впечатлений ребёнка. Здесь они работают с самыми разными материалами и через ощущения и восприятие получают ...

Основы индивидуального подхода на занятиях по развитию речи в средней группе детского сада
Как мы уже говорили, индивидуальный подход к детям имеет огромное значение особенно на занятиях, однако только в связи со всеми принципами воспитания и обучения дошкольников. Принципы дошкольного обучения. Принцип воспитывающего обучения Правильно организованный процесс обучения влияет на формирова ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru