Изучение специфики коррекционного обучения детей с задержкой психического развития формам связной речи

Страница 2

Своеобразная речь детей прежде всего обращает на себя внимание несформированность в соответствии с общевозрастными возможностями контекстной речи: ребенок оказывается не в состоянии построить короткий связный пересказ рассказа, сказки, а строит лишь отдельные и нередко аграмматичные фразы. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи. Существенно страдает развитие внутренней речи, что не может не служить огромным препятствием к формированию планирования, саморегуляции в деятельности, хотя обычно это становится возможным на пятом году жизни ребенка.

Как считает У.В. Ульенкова, специально изучаются, учитываются и корректируются особенности речевого опосредования выполняемых детьми действий и операций. Из-за отставания в развитии всех видов и функций речи, и в особенности контекстной (ее планирующей и обобщающей функций); дети испытывают огромные затруднения в вербальном программировании предстоящих действий. Стремясь выполнить этот пробел в развитии детей, мы стараемся, чтобы любые сведения, получаемые ими об окружающем, любые производимые действия и операции (свободного общения с окружающими, экскурсии и т.д.), они могли бы выразить в слове. О любом предстоящем действии могли бы рассказать.

Своевременное выявление таких детей и проведение соответствующих коррекционных мероприятий может в значительной степени ускорить ход их речевого и умственного развития.

Совершенствование методов обучения в свете реформы общеобразовательной школы предусматривает всестороннее развитие творческой активности учащихся, повышение их самостоятельности в процессе овладения знаниями. В связи с этим при подготовке детей к школьному обучению большое значение приобретает формирование и развитие связной речи, как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности. Авторы Т.А. Ладыженская, Г.А. Каше указывают, что в старшем дошкольном возрасте дети полноценно овладевают навыками связной речи только в условиях целенаправленного обучения.

Особое внимание формированию связной речи необходимо уделять при проведении коррекционной работы с дошкольниками, имеющими задержку психического развития. Известно, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдается значительное отставание в формировании навыков описательно – повествовательной речи.

Конечный результат обучения связной речи определяется умением правильно и адекватно воспринимая и используя языковые единицы всех уровней, получить или передать логически последовательно информацию.

Целенаправленное формирование связной речи и навыков рассказывания требует углубленного исследования различных сторон этого вида речевой деятельности у детей с задержкой психического развития.

Обобщая описанные результаты, можно сделать следующие выводы:

1. При задержке психического развития его нарушение наступает очень рано, поэтому становление всех психических функций происходит не только замедленно, но и искаженно;

2. Для этих детей характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности;

3. Ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности;

4. Наблюдается низкая активность во всех видах деятельности, особенно спонтанная;

Наиболее нарушенными оказываются эмоционально – личностная сфера, общие характеристики деятельности, работоспособность (в сравнении с относительно более высокими показателями мышления и памяти); в интеллектуальной деятельности наиболее ярко нарушения проявляются на уровне словесно – логического мышления при относительно более высоком уровне развития наглядных форм мышления; наибольшие трудности вызывают задания, требующие установления сложных причинно – следственных связей, оперирования материалом, отсутствующим в житейском опыте детей;

Дети указанной категории обладают достаточно высокими потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость. Так, с помощью взрослого они выполняют задания значительно лучше, чем самостоятельно. Этот факт очень важен как для диагностики психического развития, так и для положительного прогноза при обучении таких детей.

Большая ответственность при отборе детей в специальные учреждения возложена на медико – педагогические комиссии. Однако при диагностике слабо выраженных отклонений, какими являются задержки психического развития, возникают большие трудности. В ходе дифференцированной диагностики следует различать затруднения в выполнении заданий, возникающие по разным причинам. Ими могут быть: незнание способа решения, недостаточность интеллектуальной деятельности функционального характера, связанная с неустойчивостью внимания, слабостью памяти и речевых средств и т.д. Поэтому зачастую окончательный диагноз устанавливается в результате длительного клинико – психологического изучения ребенка (в процессе экспериментального обучения). В.И. Лубовский считает, что психолого – педагогическая диагностика задержки психического развития должна иметь целью не только установление факта отставания, но и раскрытие своеобразного его проявления.

Страницы: 1 2 3


Другое о педагогике:

Проблемы современного мирового образовательного пространства
Рассматривая общие тенденции развития образования в глобальных масштабах, скажем, что за последние 20—30 лет (и не забывая при этом очень существенных региональных различий, особенно в странах с различным общественным строем) нетрудно видеть достижения, которыми человечество вправе гордиться. Сотни ...

Понятия «Развивающая среда», «Средства обучения»
Развивающая среда создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности: ребенок осваивает свойства и признаки предметов (цвет, форма, фактура), овладевает пространственными отношениями; постигает социальные отношения между людьми; узнает о человеке, животно ...

Классификация тестов
Различают: 1. По процедуре создания: -стандартизированные; - не стандартизированные. 2. По средствам предъявления: - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные; - тесты достижений. 4. По характеру действий: - верба ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru