Лингводидактический аспект формирования связной речи у детей

Страница 1

Под речевой деятельностью следует понимать деятельность (поведение) человека, в той или иной мере опосредованную знаками языка. Более узко под речевой деятельностью следует понимать такую деятельность, в которой языковый знак выступает в "стимула-средства", т.е. такую деятельность, в ходе которой мы формируем речевое высказывание и используем его для достижения некоторой заранее поставленной цели. Речь сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Речевая деятельность является одним из наиболее сложных видов деятельности по всем своим параметрам.

Во-первых, по своей организации речевая деятельность крайне редко выступает в качестве самостоятельного, законченного акта деятельности: обычно она включается как составная часть в деятельность более высокого порядка. Речевая деятельность есть объект, изучаемый лингвистикой и другими науками: язык есть специфический предмет лингвистики, реально существующий как составная часть объекта (речевой деятельности) и моделируемый лингвистами в виде особой системы для тех или иных теоретических или практических целей.

Язык и речь едины и вместе с тем различны. Средством общения в возможности (потенции) является язык, а средство в действии (реализации) составляет и осуществляет речь. Язык - явление общественное, социально-историческое, а речь - явление индивидуально-психологическое. Язык существует в обществе, в сознании его носителей. Творцом и носителем языка является народ, а создателем и носителем речи - отдельный человек. Речь построена на материале языка и по свойственным ему "правилам".

Что касается связной речи, то она представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. От ее развития зависит полнота познания окружающего мира, успешность обучения в школе, становление сознания, да и развитие личности в целом. Связная речь неотделима от мыслей, то есть связная речь - это связность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выражать его в правильной, четкой, логичной речи.

Существуют две формы развернутой внешней речи: устная речь и письменная. Устная речь может протекать в трех основных формах: а) в форме восклицания, но ее нельзя считать подлинной речью, она не является передачей какого-либо сообщения о событии или отношении с помощью кодов языка. Скорее они являются аффективными речевыми реакциями, непроизвольно возникающими в ответ на какое-либо неожиданное явление. б) в форме диалогической речи - ответы на вопросы, разговор. в) в форме монологической речи - самостоятельное развернутое высказывание, исходящее из внутреннего замысла. Может протекать в виде повествования или рассказа. Понятие “связная речь” относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.

Диалогическая речь - первичная по происхождению форма речи. Имеет социальную направленность. Диалог как форма состоит из реплик, он осуществляется в виде чередующихся обращений, вопросов и ответов, или в виде разговора двух или нескольких участников общения. Диалог опирается на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание предмета, о котором идет речь. Большую роль играют невербальные компоненты речи, а именно, жесты, мимика, паузы, интонация. Структура диалога допускает грамматическую неполноту, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, употребление стереотипных конструкций разговорного стиля. Например, отдельные части грамматически развёрнутого высказывания могут опускаться и подменяться либо подразумеваемой ситуацией, либо включенными в речь жестами, мимикой, интонациями. Но, несмотря на это, устная диалогическая речь сохраняет функцию передачи информации в процессе диалога.

Таким образом, основными чертами диалогической речи являются: эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; ситуативность, т.е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются.

Монологическая речь - это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой - сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Результаты опытно-экспериментальной работы с младшими школьниками
Обобщая результаты экспериментальных исследований по апробации методов освоения русского музыкально-поэтического фольклора в процессе элементарного музицирования в 1 классе, мы пришли к следующим выводам: На начальном этапе обучения развитие творческих способностей к музыке учащихся ЭК не шло быстр ...

Предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы
Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие: 1. Ребенок семи лет должен овладеть всей суммой умений, позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно-бытовом и ручном труде, в у ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Меню

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru