Модели подготовки специалистов по социальной работе

Педагогическая теория » Система профессиональной подготовки социального работника » Модели подготовки специалистов по социальной работе

Страница 3

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность и многое другое.

Изложенные выше положения определяют содержательную методологическую основу подготовки социальных работников, процесс которой по названным выше уровням был представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки. В каждом блоке есть определенный совокупный субъект и некоторый предмет этой деятельности, ее содержание. Отметим, что, рассматривая подготовку специалиста по социальной работе, мы имеем в виду подготовку «по вертикали», т.е. четырехлетнюю подготовку в вузе, тогда как модуль — социальная работа «по горизонтали» — в общетеоретической гуманитарной подготовке подчиняется более общей схеме.

В деятельности по подготовке специалистов участвует совокупный субъект, в структуру которого включены административные, научные подразделения, коллективы кафедр, преподаватели и сами студенты. В структуре вузовской подготовки социального работника, как внешней форме системы подготовки, было выделено три уровня, включающие одиннадцать относительно самостоятельных блоков.

Каждая специализированная деятельность включает в себя различные коммуникативные, профессионально-предметные и интерактивные качества, необходимые для работы в системах человек — человек, человек — природа, человек — знак, человек — образ, человек — техника (Е.Л. Климов) [6;99], но в ней доминирует какая-то одна из названных выше схем, что предполагает учет большой совокупности психологических и социально-психологических факторов, связанных с самим характером взаимодействия.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых — подготовительно-ориентировочный, второй — реализация и контроль, третий — саморазвитие. Первый уровень включает семь блоков профессиональной подготовки, второй — три блока, третий уровень подготовки представлен одним блоком.

Первый блок первого уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

Второй блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовой базе:

а) самой социальной работы;

б) процесса подготовки к ней в вузе.

Субъектами второго блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

Третий блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца — результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

Четвертый блок есть разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты — учебно-методические объединения, исследовательские группы.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Планы-конспекты внеклассных занятий по художественной вышивке бисером
Тема занятия: Родословная стеклянной бусины, материалы и инструменты Тип занятия: Теоретический. Цели занятия: 1. Обучающая: познакомить учащихся с историей возникновения бус и украшений. Дать информацию о материалах и инструментах, используемых на занятиях. 2. Развивающая: развивать познавательную ...

Игры с условной ситуацией при обучении грамоте
Придумай слово Цель игры. Закрепить у детей умение распространять предложение, добавляя одно слово (придумать недостающее слово, угадать задуманное слово). Ход игры. Учитель предлагает детям вспомнить игру в слова и говорит, что сегодня они тоже будут играть игру в слова, но она будет немножко иная ...

Характеристика типичных ролевых позиций педагога-воспитателя
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых позиций педагога. Педагог может выступать в качестве: информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений; друга, если он стремится проникнуть в душу ребёнка; диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориент ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru