Модели подготовки специалистов по социальной работе

Педагогическая теория » Система профессиональной подготовки социального работника » Модели подготовки специалистов по социальной работе

Страница 1

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Начиная с XVIII в. развивается университетское и институтское образование, затем среднее специальное образование. Естественно, что подготовка по новой специальности, а тем более такой многосторонней, как социальная работа, накладывается на уже существующую систему подготовки и иначе, как в ней, существовать не может.

В настоящее время в Украине формируется разветвленная система непрерывного образования, включающая довузовское (школьное, среднее специальное в рамках колледжей и училищ), вузовское, реализующее образовательные программы следующих уровней:

- незаконченное высшее (два года обучения);

- второй уровень высшего профессионального образования — бакалавриат (не менее четырех лет обучения);

- подготовка специалистов (не менее пяти лет обучения);

- магистратура (шестилетнее, как минимум, обучение).

Кроме того, на послевузовской основе возможна подготовка кадров высшей научной и педагогической квалификации через систему аспирантуры и докторантуры, а также профессиональная переподготовка и дополнительные виды подготовки и повышения квалификации.

Обучение специалистов социальных служб соотносится с этими формами, подчиняясь сложившимся внутри них правилам содержательного и временного наполнения. В то же время очевидно, что специфика социальной работы не может не внести определенных коррективов в подготовку кадров соответствующего профиля, осуществляемую на каждом из уровней.

В настоящее время большое количество учебных заведений в Украине ведут подготовку и переподготовку специалистов для социальной сферы. Имеются определенные успехи, выявился ряд трудностей. Естественно, что при становлении нового вида образовательной деятельности весьма внимательно изучался опыт стран, в которых такое обучение имеет уже длительную историю.

Анализ существующих подходов к подготовке специалистов в области социальной работы в таких странах, как Швеция, Норвегия, Канада, США, Германия, Великобритания, показывает, что подготовка социальных работников организовывается там в соответствии со спецификой социокультурных традиций и исторических предпосылок, которые накладывают свой отпечаток на характер такой подготовки (например, сочетание конфессионального и светского начал, попечительство и благотворительность, приоритет государственных или частных социальных служб и т.п.) [4;67]. Эта подготовка осуществляется на разных уровнях и в различных формах (курсы, школы, колледжи, университеты) последовательно, с четко определенной целью и областью компетенции каждого из них. При этом существенно отметить, что методические вопросы подготовки разработаны более полно, чем теоретические.

Учитывая зарубежный опыт организации социального обучения, а также солидный украинский опыт подготовки специалистов других коммуникативных профессий, следует рассмотреть специфику процесса обучения социальных работников применительно к современному уровню развития образования в Украине. Прежде всего следует отметить, что при подготовке в вузе специалистов но социальной работе возникают проблемы двух видов. Во-первых, это проблемы, характерные для всего высшего образования на данном этапе развития украинского общества (проблемы репродуктивности обучения, его низкая практическая ориентированность, отсутствие тесных междисциплинарных связей и т.д.). Дело в том, что для третьей по счету реформы образования (1984, 1986—1987, 1991) характерны трудности переходного периода, связанные с формированием новых социально-экономических отношений, что непосредственно отражается на содержании и методах обучения. Во-вторых, подготовка в украинских вузах специалистов по социальной работе не имеет сложившихся традиций, длительной истории. Начиная с нуля, ее организаторы часто переносят опыт подготовки по другим специальностям, тогда как для социальной работы требуется новая полная развернутая структура процесса подготовки — от изучения социального заказа (маркетинг) до программ индивидуального продолжения обучения в процессе непрерывного образования.

Страницы: 1 2 3 4


Другое о педагогике:

Функции системы дополнительного образования детей в России
Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в сре ...

От осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование
Третий период эволюции отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца ХVIII до начала ХХ в. За это время западноевропейские государства прошли путь от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к ос ...

Содержание исследовательской деятельности
Структура научного педагогического исследования: Актуальность. Краткая характеристика социальной и профессионально-предметной ситуации. Проблемы. На решение какой проблемы направлена данная работа. Цель. Обобщённая форма представления результата (прожектное описание результата). Сегодняшний студент ...

Меню

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru