Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в

Педагогическая теория » Развитие социально-педагогической практики в России в 20-30-е гг. ХХ в » Становление и развитие детского движения в 20–30-х гг. ХХ в

Страница 1

социальный педагогический беспризорность пионерский

Воспитанию социальной активности детей в начале 20-х гг. способствовало пионерское движение. Это было время сложного противоречивого процесса его организационного оформления. В центре внимания первых теоретиков и практиков детского коммунистического движения (М.В. Крупениной, О.С. Тарханова, В.А. Зорина) находилась проблема обоснования путей участия детей в социалистическом строительстве и влияние пионерской организации на революционизирование и демократизацию школьной жизни. Ценным в первую очередь было и то, что пионерское движение вырабатывало новые формы внешкольной работы с детьми, вводило их в самую гущу общественных событий современности, формируя гражданские качества, чувство социальной ответственности, интерес к общенародным делам и заботам, стремление участвовать в них. Организация общих дел, праздников, приобщение пионеров к активному участию в окружающей жизни – все это было аксиологически значимой стороной воспитания нового поколения. Подробная информация prava112.com/dublikat здесь.

В 1923 – 1924 гг. была введена «система этапов». Суть ее заключалась в том, что год разбивался на шесть периодов, вехами для которых служили революционные праздники. В зависимости от характера праздника и времени года менялось содержание политико-просветительской, трудовой, экскурсионной работы пионерских отрядов.

Позже, в 1926 – 1928 гг., пионерская организация перешла на работу по методу «конкретных заданий», т.е. привлечение детей к труду на общую пользу. Метод конкретных заданий предусматривал сельскохозяйственную и производственную тематику, работу с неорганизованными детьми, школьную деятельность, досуг и его организацию и др. Новая система нацеливала деятельность всей пионерской организации на общественно полезные дела, сближала детей с окружающей жизнью, учитывала их возрастные возможности.

В конце 20-х гг. велся настойчивый поиск педагогически эффективной системы деятельности детской организации. Этот процесс к тому времени еще не завершился. Несмотря на трудности и перегибы, он характеризовался результативными творческими находками в решении таких важных и сложных воспитательных задач, как развитие в детях гражданственности, патриотизма, чувства общественного долга. Естественно, через вовлечение их в общественно полезные практические дела, в трудовую, производственную и общественно-политическую жизнь страны. Все это обогащало опыт социального воспитания детей и способствовало формированию их социальной активности.

В первой половине 30-х гг. происходят заметные изменения в общественном детском движении. Если в 20-е гг. пионерские отряды создавались главным образом при фабриках, заводах, учреждениях, то в начале 30-х гг. производственный принцип уступает место принципу построения деятельности пионерской организации на базе школы. Жизнь учебных заведений с активным включением в нее пионерских коллективов стала богаче, разнообразнее по формам, содержательнее, ее социально-воспитательный потенциал заметно вырос. Одновременно с борьбой за качество учебы и укрепление дисциплины большое внимание уделялось политико-воспитательной и общественной деятельности. В этих целях широко использовались юбилейные даты, встречи с ветеранами труда и гражданской войны.

По мере сил пионеры помогали взрослым в выполнении планов пятилеток. Они участвовали в распространении государственных займов, в кампаниях по сбору утильсырья и металлолома, собирали книги для сельских библиотек. Сельские пионеры участвовали в сельскохозяйственных работах и коллективизации сельского хозяйства: помогали собирать и охранять урожай.

К этому же периоду относится создание Центрального дома коммунистического движения, на базе которого в 1931 г. возник научно-исследовательский институт деткомдвижения при ЦК ВЛКСМ и Наркомпросе РСФСР, возглавляемый В.А. Зориным и Ф.Ф. Королевым. Сотрудники института вели большую исследовательскую и практическую работу с детьми.

В целом следует отметить, что в предвоенный период закрепилась та система социального воспитания, которая сложилась после перехода пионерской организации в систему школы. Но уже тогда появилась тенденция к неоправданному ограничению сферы общественной деятельности пионерской организации и школьного комсомола стенами учебного заведения. Все шире распространялись методы администрирования в руководстве пионерской организации, практика подмены детской и подростковой самодеятельности диктатом пионерских и комсомольских руководителей.

Страницы: 1 2


Другое о педагогике:

Исходные понятия теории и методики физического воспитания
Изучение любой учебной дисциплины, как правило, начинается с освоения ее понятийного аппарата. Понятие - это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объе ...

Формы организации детей по формированию навыка «труд в природе»
Формами организации деятельности детей являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке. Занятия. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведен ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, ...

Меню

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.normaleducation.ru