Здесь мы рассмотрим подробную характеристику этапов подготовительной работы по написанию сочинения, которая играет большую роль, как для написания сочинения, так и для успеха сочинения, как упражнения для развития речи учеников.
Рассматривание картины и ее анализ. Один из важных этапов в работе с картиной – рассматривание репродукции произведения живописи. Молчаливое, неторопливое рассматривание картины имеет большое значение для развития мышления учащихся, поскольку мышление взаимосвязано с восприятием. Образы, непосредственно воспринятые нами из внешнего мира, являются единственным материалом, над которым и посредством которого работает наша мысль – говорил К.Д. Ушинский.
В процессе рассматривания картины у учащихся развивается способность наблюдать, образно мыслить, целостно воспринимать произведение живописи, адекватно замыслу художника. Это нерасчлененное восприятие проходит на уровне подсознания, через чувство, поэтому учителю не следует чрезмерно вмешиваться в этот сложный индивидуальный процесс. Как и при восприятии любого произведения искусства, человек видит в картине в первую очередь то, что созвучно ему, его мыслям и чувствам. Ученик, рассматривая картину, обращает, прежде всего, внимание на то, что его больше волнует, интересует, что стало для него поводом к решению, может быть, пока неосознанных своих проблем, что явилось для него новым, неожиданным. В этот момент определяется отношение учащихся к картине, формируется его индивидуальноепонимание художественного образа, нравственной позиции художника.
Общее беглое знакомство с картиной, давая толчок чувству и воображению учащихся, порождает у них желание высказаться. Однако эти высказывания иногда носят случайный характер, учащиеся затрудняются самостоятельно устанавливать связи между частями картины и составлять речевое произведение. Поэтому необходим анализ картины под руководством учителя.
Цель анализа картины – углубить первоначальное восприятие, помочь учащимся понять образный языкискусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.
Анализ картиныпроводится в процессе выполнения коммуникативных вопросно-ответных упражнений (на начальном этапе) или в ходе беседы
. Приемы ведения беседы по картине имеют свои особенности, связанные со спецификой произведения искусства, которая выражается в том, что учитель должен анализировать картину в единстве содержания и средств художественного выражения. Этим определяется характер вопросов, основная задача которых помочь учащимся понять взаимообусловленность содержания и средств выражения. Отсюда вытекает требование интегрированияв вопросе формы и содержания, частного и общего.
Так, беседуя по картине-пейзажу в средних классах, учитель может задать такие вопросы аналитико-синтетического характера
: Какой цвет является основным в картине? почему? С помощью каких красок художник создает впечатление летнего солнечного дня? Чтобы создать у нас радостное настроение, какие краски использует художник? Какими изобразил художник деревья? Какого цвета снег на картине? почему? Как построена картина? Как передана глубина в картине? Какие цвета использовал художник, чтобы показать "золотую осень"?.
При работе с натюрмортным жанром вопросы постепенно усложняются от класса к классу. Если в V классе можно ограничиться вопросами: Что изображено на картине? Как расположены предметы на картине? На каком фоне изображены эти предметы? Какой цвет преобладает?
Восприятие и глубина понимания картины зависит не только от характера поставленных вопросов, но и от их последовательности
.
Далее выделяется группа вопросов, связанная с определением сюжета картины и способами его выражения. В ходе структурного анализа выявляется тема и основная мысль картины, роль изобразительных средств в раскрытии замысла художника. При этом большое значение имеет формулировка вопросов
, которая должна отвечать следующим требованиям: 1) быть точной, лаконичной и понятной учащимся, то есть соответствовать уровню их подготовки; 2) помогать учащимся рассматривать картину в единстве содержания и средств художественной выразительности, видеть и понимать образный язык изобразительного искусства; 3)способствовать организации наблюдения учащихся по картине, фокусированию их внимания, как на выделение главного, так и на "говорящие" детали; 4) активизировать мышление и речь учащихся путем приемов сопоставления, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей; 5) выявлять авторскую позицию в картине, формировать у учащихся самостоятельное суждение о произведении, собственное эстетическое переживание.
Другое о педагогике:
Общая характеристика телекоммуникационного проекта
Учебный телекоммуникационный проект - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата д ...
От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов
Специальная педагогика как любая фундаментальная наука имеет свою историю становления и развития. Исследование эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии с античных времен до наших дней позволило выделить переломные моменты, разграничивающие пять периодов эволюции. ...
Обучение команд, поиск адекватных моделей
Команды поддержки (включающие консультантов по вопросам образования, управления, психологов) проводят работу по повышению уровня осведомленности команд в вопросах управления. Участники проекта должны получить представление об основаниях разных моделей, их применимости и ограничениях, процессе и эфф ...